Угрожающие события, происходящие сегодня в разных точках мира, требуют от человечества дальнейшего повышения осведомленности и бдительности, укрепления солидарности на пути мира и развития. Естественно, роль молодежной политики и реформы образования важна в решении этих глобальных проблем.
Когда мы говорим о роли образования в взрослении человека, огиты наших дедов-джадидов снова и снова оживают в нашем воображении. Махмудхаджа Бехбуди коснулся этого и сказал: "Я завещаю тебе. Вы потрете голову учителям, которые работают на пути просветления! Поднимите раздор из середины! Не оставляйте детей Туркестана без знаний".
Призывы наших патриотически настроенных предков в этом отношении становятся важной программой в реформах, проводимых сегодня в нашей стране. Эта цель также воплощена в том факте, что наш президент, говоря о необходимости конституционной реформы, уделяет особое внимание вопросу развития образования, науки и инноваций, особенно всесторонней поддержке учителей.
Глава нашего государства затронул это в своем обращении к Верховному Собранию и нашему народу, отметив, что "повышение качества образования - единственно правильный путь развития нового Узбекистана". Было отмечено, что необходимо отдельно определить статус учителей, защиту их чести и достоинства в Конституции.
Естественно задавать вопросы о том, почему именно статус учителей должен быть защищен на конституционном уровне, заслуживают ли такого внимания другие профессии. Укрепление уважения учителей и тренеров на конституционном уровне на самом деле является вопросом человеческого уважения, человеческого достоинства. В конце концов, качество образования не может быть обеспечено без учителя, довольного жизнью и обладающего современными знаниями. А это требует заботы о социальном и материальном благополучии учителя, установления его уважения на место.
Если посмотреть на международный опыт в этом отношении, то экономическое чудо в азиатских странах, таких как Япония, Китай, связано с реформой образования. Или возьмем опыт Кореи и Сингапура. В 60-е годы прошлого века они были отсталыми странами. В результате очень разумных затрат на образование эти страны стали самыми передовыми странами Азии на сегодняшний день.
Мы должны признать, что статус государственных органов в большинстве случаев понимался предыдущей Конституцией, но сейчас также укрепляется статус учителя – вопрос, который так же важен, как вода и воздух для будущего каждого из нас и наших детей. Новая норма служит необоснованному вмешательству в деятельность школ и учителей государственных органов и других организаций, дискриминации чести и достоинства педагогических кадров, препятствованию их труду, препятствованию образовательному процессу, принятию комплексных мер по предотвращению нарушений прав учителей.
Случаи принудительного труда, которые беспокоили наш народ в течение многих лет, также были результатом лазеек в правовом статусе учителей, мы скажем ту же правду. В результате правовой лазейки исполнительные органы власти продолжили различные дела в отношении участников кампании, которые ущемляли честь и достоинство учителей. Верно и то, что учителя заняты такими иррациональными видами деятельности, как взыскание долгов населения, формирование различных списков, заполнение пустых залов на скучных мероприятиях.
В этой связи стоит отдельно вспомнить, что в 2018 году президент подписал указ, запрещающий работникам народного образования заниматься работой, не связанной со служебными задачами, принудительным трудом, включая благоустройство и озеленение районов и городов, сезонные сельскохозяйственные работы и другие виды работ, а широкой общественности также усердно заниматься работайте над повышением ценности учителей.
Тот факт, что статус учителя определен на конституционном уровне, свидетельствует о том, что государство приступило к проведению фундаментальных реформ в науке, образовании и воспитании. Укрепление прав, свобод и обязанностей учителя посредством основного закона не допускает их какого-либо ограничения.
Следует отметить, что данная конституционная норма служит обеспечению гарантий социальной поддержки учителей, осуществления их профессиональной деятельности, созданию организационных и правовых условий для повышения их социального статуса и репутации, а также реализации их прав и законных интересов. Кроме того, новая система станет основой для того, чтобы сделать профессию учителя привлекательной не только финансово, но и интеллектуально. Это означает, что вместо него мобилизуются все силы и ресурсы, усилия по адекватному стимулированию труда учителей.
Следует отметить, что во время интенсивной информатизации, в котором мы живем, вчерашние знания не совпадают с сегодняшними. В частности, если 20 лет назад понималось, что грамотность - это, по сути, просто чтение книги или текста, то сегодня вместе со знаниями вы должны уметь применять их на практике. Формирование у учащихся свободного и творческого мышления, работы в команде и навыков общения предполагает, что учитель работает над собой без перерыва, ежедневно приобретая современные знания. Новая норма в этом смысле дает учителям большую мотивацию и импульс к их профессиональному и личностному развитию.
Следует отметить, что пункт 7 рекомендации ЮНЕСКО "О статусе учителей" от 5 июля 1966 года закрепил принцип свободы педагога. Также аналогичные этой норме правила установлены в конституциях Германии, Португалии, Уругвая, Эквадора, Египта. Данная норма служит обеспечению того, чтобы государственные органы и другие организации подвергались дискриминации чести и достоинства педагогических кадров, их принуждали к труду, любым формам воспрепятствования образовательному процессу, мерам, предусмотренным законом для предотвращения нарушений прав учителей.
Также усиление профессионального роста и социальной и материальной поддержки государством более 685 000 учителей, работающих в нашей стране, в конечном счете служит дальнейшему повышению их социального статуса и репутации в обществе.
Ихтиор Беков,
профессор Ташкентского государственного юридического университета