Для того чтобы человек чего-то добился в жизни, требуется постоянный поиск, устремление, упорный труд, а также знания. Конечно, пределы приобретения знаний также связаны с его собственными целями и возможностями. Высшее образование, с другой стороны, служит основой для осмысленной жизни в будущем, такой как благополучная жизнь, раскрытие своих знаний и способностей, становление хорошим профессионалом, приносящим пользу семье и обществу, завоевание уважения и признания, опыта на международном уровне.
Социальное, правовое государство создает возможности для достижения этих целей и принимает меры по мотивации молодежи.
На самом деле, обилие людей с высшим образованием выгодно обществу, что важно в развитии страны, как и рост уровня грамотности, поскольку это формирует основу для развития различных секторов экономики. Поэтому в Конституции, которая является главным документом жизни страны, крайне важно установить и закрепить правовую базу возможностей в этом направлении.
По этой причине право на высшее образование повышается до уровня Конституции.
В последние годы было замечено, что интерес к высшему образованию среди населения, растущая потребность и возможности для него стали довольно сложными. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что ряды нашей молодежи, желающей поступить в высшие учебные заведения, значительно расширились, увеличились и учебные заведения, которые дают такую возможность. Открытие многих частных университетов, переход на такие формы обучения, как заочная, вечерняя и дистанционная, также свидетельствуют о расширении этих возможностей.
Вопрос охвата широких слоев населения высшим образованием также был поднят нашим президентом с кафедры ООН, и к 2030 году планируется, что 50% молодых людей в Узбекистане будут иметь высшее образование.
О том, что эта цель начала реализовываться, можно судить по следующим аргументам. За последние годы количество высших учебных заведений в Узбекистане увеличилось в 2,5 раза до 200, уровень охвата высшим образованием увеличился с 9% до 38%.
На данном этапе допустимо остановиться еще на одном важном аспекте охвата молодежи высшим образованием. Это также вопрос их финансовой поддержки. В частности, с 2017 года количество государственных грантов, выделяемых на высшее образование, увеличилось в 2 раза и составило 40 тысяч. Для получения высшего образования вводится система льготного кредитования, в процессе которой внедряется практика предоставления беспроцентных кредитов женщинам. Государственные гранты на обучение в аспирантуре увеличены в 5 раз. Количество государственных субсидий для женщин с детьми из неблагополучных семей было увеличено в 2 раза. Сложилась практика выделения государственного гранта на подготовку специалистов в негосударственных высших учебных заведениях. Обучение всех девочек в аспирантуре стало покрываться государством.
Очевидно, что эти усилия и опыт окупятся, и этот процесс, связанный со всесторонней поддержкой стремлений населения к высшему образованию, будет иметь большое значение для будущего нашей молодежи.
В обновленной конституции строго закреплено право молодежи на обучение за счет государственного гранта на конкурсной основе в высших учебных заведениях. В частности, основанием для этого права служит наличие предложения "граждане имеют право на получение высшего образования за счет государства на конкурсной основе в государственных образовательных организациях" в части 1 статьи 51 Генерального комитета.
И от нашей молодежи требуется высокая успеваемость на вступительных конкурсах, регулярное чтение книг, чтобы получить возможность учиться на основе государственного гранта, в совершенстве освоить образовательные программы и достойно участвовать в экзаменах.
Также стоит отметить, что правовой основой еще одного важного аспекта, направленного на развитие высших учебных заведений в соответствии с современными требованиями, повышение качества образования и повышение показателей с внедрением передового опыта, является разработка Mus в новой редакции Устава.
Это связано со статьей 51 (2), в которой говорится, что "организации высшего образования имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу проведения исследований и свободу обучения в соответствии с законом".
Вместо этой информации, на сегодняшний день только 41 из более чем 170 государственных университетов Узбекистана получили академическую и финансовую независимость.
Академическая свобода - это свобода образования и научных исследований в высших учебных заведениях. Эта свобода проявляется в независимом формировании образовательного процесса с внедрением передовых экспериментов, свободе преподавания профессоров, независимом выборе и исследовании тем научных исследований, публикации и распространении их результатов, неограничении академической свободы профессоров и научных сотрудников и т.д.
Следует отметить, что начаты мероприятия, направленные на совершенствование учебных планов и повышение качества образования, изучен международный опыт в этом отношении, организованы совместные образовательные программы и осуществляются образовательные процессы по взаимному согласию с зарубежными университетами.
Именно в этом направлении создание основы начатой деятельности на конституционном уровне укрепляет самоуправление и конкурентоспособную учебную базу высших учебных заведений и, исходя из специфики образовательного направления, определяет права независимости при принятии решений об установлении образовательных процедур на уровне конституционной нормы.
В целом, наш основной орган — это надежная гарантия нашего будущего - правовая основа всех достижений на пути построения новой жизни, нового общества в нашей стране. Уже сейчас улучшенная конституция, то есть все эти нововведения, несомненно, станут важным шагом в создании и развитии подходящих для них условий высшего образования, в стремлении заинтересовать и увлечь молодых людей учебой, проявлением их таланта.
Не забывайте, что высшее образование считается периодом, когда человек приобретает знания в процессе своего взросления, накапливает навыки и развивает скиллы. И естественно, люди с глубокими знаниями, широким мировоззрением, мудрые люди всегда завоевывали любовь нашего народа и были прославлены, их деятельность высоко оценивалась.
Мадомики такова, что парни и девушки, которые следуют четким путем своей мечты, обязаны чувствовать и, конечно же, ценить, что наша Конституция является их защитником в достижении поставленных перед ними огромных целей.
Гульчехра Риксиева,
Ректор Ташкентского государственного университета востоковедения.