Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

Служит развитию конкуренции и защите прав потребителей



В нашей стране ведется масштабная работа, направленная на создание компактной и профессиональной системы государственного управления. В этом процессе особое внимание уделяется обеспечению своевременного и эффективного осуществления административных реформ, организации деятельности органов исполнительной власти республики на основе обновленных требований и принципов.
Указ главы нашего государства "О мерах по реализации административных реформ нового Узбекистана" от 21 декабря 2022 года стал логическим продолжением работы по этой тематике. В соответствии с указом, в рамках первого этапа реформ было принято предложение по формированию целостной системы органов исполнительной власти республики с 1 января 2023 года. 
Согласно установленному принципу, государственные органы в форме комитета были разделены на две категории, а именно органы исполнительной власти республики, которые координируют и регулируют деятельность сети в соответствующей сфере и организуют управленческую работу в системе на коллегиальной основе, а также действуют в рамках организационная подчиненность министерства и, в соответствии
Исполнительные органы, включая персонал, занимающий руководящие должности, становятся приемлемыми до 30 процентов. Функции исполнительных органов республики также регламентированы и сокращены как минимум на 10 процентов. Деятельность лидеров корректируется на основе предложений граждан, укрепляется их информированность общественности и внедряются другие нововведения.
Согласно этому указу, на базе Антимонопольного комитета был создан комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, на него также были возложены функции Агентства по защите прав потребителей при антимонопольном комитете.
Рассматривая деятельность нашего комитета в 2022 году, было разработано 19 проектов нормативных правовых актов. Из этого было подготовлено 3 Закона, 4 постановления Президента, 9 постановлений Кабинета министров и 3 ведомственных документа комитета. 
В частности, новый законопроект о конкуренции, подготовленный комитетом при поддержке международных экспертов, был одобрен сегодня Законодательной палатой Верховного собрания.
С целью оценки влияния законодательных законопроектов на конкуренцию (предварительно) был изучен 451 документ, представленный министерствами и ведомствами, в 49% из которых были определены нормы, ограничивающие конкуренцию, и содержались выводы об их устранении.
Действующие нормативные и другие принятые документы (ex-post), принятые комитетом и его территориальными администрациями местными органами государственной власти и органами публичного управления, были подвергнуты переписке с целью оценки влияния на конкуренцию. В ходе этого процесса было установлено, что 76 местными государственными органами, а также 9 территориальными подразделениями государственного управления было принято 521 решение и документ, ограничивающие конкуренцию, и были приняты меры по их отмене. 
В соответствии с действующим законодательством, действия хозяйствующего субъекта или группы физических лиц, направленные на получение преимуществ при осуществлении экономической деятельности, противоречащие законодательству, привычкам трудового поведения и которые могут нанести вред другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) или которые могут нанести ущерб или подорвать их репутацию в области качества, являются оценивается как нечестная конкуренция.
Комитетом и его территориальными органами было выявлено 633 случая недобросовестной конкуренции и выданы предписания, направленные на устранение нарушений данного закона.
Чтобы сохранить и укрепить свои позиции на рынке в условиях конкуренции, предприниматель постоянно вынужден работать над собой — искать способы снижения себестоимости товаров, внедрять инновационные решения и маркетинг, размещать рекламу. Поэтому на практике некоторые предприниматели предпочитают работать "лингвистически" между собой, а не конкурировать. Соглашения конкурентов об установлении, увеличении и координации цен в рамках соглашения известны как "картельное соглашение" (языковое приложение). Такая взаимность позволяет им двигаться в манере "хуфиена" доминирующим образом. В то же время на практике, поскольку такие картельные соглашения осуществляются тайным образом, их выявление остается чрезвычайно сложной задачей.
С целью оценки конкурентной среды в нашей стране на товарном, финансовом и цифровом рынках, а также определения уровня насыщенности отечественной продукцией комитетом было проанализировано 262 рынка товаров и услуг. В этом процессе особое внимание было уделено углубленному изучению рынков цемента, минеральных удобрений, электросчетчиков, фарфорово-фаянсовых изделий, страховых услуг, консервации, интеграции фискальных данных субъектов хозяйствования с налоговой системой, сервисов онлайн-агрегаторов такси, монополизированных побочных рынков субъектов естественных монополий.
По результатам анализа было установлено, что 15 товаров и финансовый рынок были исключены из монопольного состояния из-за формирования достаточной конкуренции, напротив, на таком рынке было 7 предприятий с доминирующим положением. Всего на сегодняшний день насчитывается 97 предприятий и групп физических лиц, занимающих доминирующее положение на товарном и финансовом рынке, где конкуренция развита недостаточно.  
За последние годы количество субъектов естественных монополий сократилось со 151 до 129. В 2022 году был проведен мониторинг за деятельностью крупных государственных монополий, 11 видами услуг 134 хозяйствующих субъектов, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий. 70% этих организаций были предприятиями с государственным участием, остальные соответствовали взносам частного сектора.
Задачи, возложенные на комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, будут и впредь способствовать реформам, направленным на создание нового Узбекистана, обеспечение экономического роста, здоровой конкурентной среды и свободного доступа предпринимателей на рынки, а также защиту интересов граждан и дальнейшее повышение благосостояния населения. население. В этом случае создание компактной и интегрированной системы государственного управления становится ведущей силой в обеспечении эффективности нашей деятельности.
Фаррух Карабоев,
Содействие развитию конкуренции и защите прав потребителей
заместитель председателя комитета по защите прав потребителей



  ...