Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

Роль парламентских институтов и институтов гражданского общества в реализации Целей устойчивого развития



На заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 14 декабря 2022 года была единогласно одобрена резолюция "Об усилении роли парламентов в ускорении достижения целей устойчивого развития", разработанная по инициативе нашего Президента Шавката Мирзиёева. 
В этой связи парламентская комиссия по надзору за реализацией национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Центр устойчивого развития и фонд имени Фридриха Эберта (Германия) 23 февраля 2023 года,, проводится международный круглый стол по вопросам формирования культуры прав человека и устойчивого развития в обществе. 
На данный момент мы знаем, что стоит отметить следующее.
Растущее во всем мире внимание к человеческому достоинству и правам, роли и значению парламентов и институтов гражданского общества
Первый. На саммите ООН в сентябре 2015 года была утверждена повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года и ее 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Эта "повестка дня, это план действий на пути человечества, планеты и процветания", который "основан на идее укрепления всеобщего мира в более либеральных условиях, обеспечения устойчивого мира и прогресса, а также направлен на совместные активные меры мирового сообщества по совместному устранению основные проблемы, существующие или возникающие в мире, который взаимосвязан и глобализирован". 
БРМ основывается на Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и других основных международных договорах по правам человека, которые имеют свою собственную квинтэссенцию и преемника. BRM отражает современное мировоззрение, направленное на обеспечение ценности человека и его прав. БРМ тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и усиливают друг друга, нацеленные на обеспечение "трех столпов" устойчивого развития - экономического, социального и экологического баланса.
Второй. В дополнение к правительствам государств - членов ООН, парламентам, более 1500 институтов гражданского общества приняли участие в разработке BRM. В этом смысле BRM, безусловно, является результатом длительного процесса консультаций между ООН, государствами и "глобальным гражданским обществом". 
Третий. В 21 веке было принято более 100 международно-правовых актов, которые определили обязательства и задачи государств в таких вопросах, как повышение роли и значения институтов гражданского общества в рамках единой ООН и международных организаций - членов "семьи ООН", создание благоприятных политических, правовых и организационных условий для их деятельности, в частности, обеспечивая их участие в 
В конце концов, три взаимосвязанных вопроса – это участие институтов гражданского общества в принятии решений, их "расширение и защита пространства деятельности", формирование сильного и активного гражданского общества, важнейшего и необходимого условия устойчивого развития, мира, безопасности и стабильности. 
Четвёртый. Соответствующие документы ООН определяют не только создание благоприятных и необходимых условий для деятельности парламентов и институтов гражданского общества, но и основные задачи этих институтов по достижению BRM:
* Формирование нормативно-правовой базы, предусматривающей интеграцию brms, вопросов обеспечения человеческого достоинства, свобод и прав, прежде всего, в конституции и законы государств, обеспечение участия граждан в обществе и государственном управлении, в частности в принятии решений, соответствующих общепринятым международным демократическим стандартам и гарантирование эффективного отправления правосудия;
* добиться того, чтобы стратегии, концепции и программы, определяющие прогресс государств, служили воплощению в жизнь национальных БРМ; 
* Установление сильного парламентского и общественного контроля за достижением brms, повышение осведомленности общественности в этом отношении, содействие в обеспечении открытости и прозрачности деятельности государственных организаций; 
* Предоставить широкие возможности для участия граждан и институтов гражданского общества в процессах принятия решений в области BRM;
• учет национальных BRM при разработке и исполнении государственного бюджета и выделение необходимых средств отрасли (принятие "бюджетов, ориентированных на BRM");
* развитие системы разработки и реализации программ в области человеческого достоинства, прав и свобод в обществе и формирования культуры устойчивого развития; 
* Развитие социального сотрудничества в области BRM, предоставление и долгосрочная поддержка институтов гражданского общества необходимыми ресурсами для реализации этих задач;
* обеспечение участия женщин на основе равенства в парламентской деятельности, при назначении на руководящие должности, в принятии важных решений на всех уровнях;
• Поддержка международного сотрудничества в области BRM, в частности, более широкого использования возможностей институтов "парламентской и народной дипломатии" и т.д. 
Также чрезвычайно важна роль институтов парламента и гражданского общества в достижении социальных целей устойчивого развития, что сегодня подразумевает поддержку гражданских инициатив местных сообществ в таких областях, как образование, наука, здравоохранение, экология, социальная защита. В этой связи необходимо отдельно признать, что политика "открытого бюджета", реализуемая в новом Узбекистане по инициативе президента, высоко ценится не только нашим народом, но и международным сообществом.
Одним словом, поддержание инклюзивной политики, основанной на идее "никого не оставлять позади", которая наблюдается в странах мира в последние годы, создание ответственных, эффективных и подотчетных институтов и поддержка их деятельности, быстрое развитие парламентского и общественного контроля и социального сотрудничества, достижение солидарности в в этом отношении являются необходимыми и важными условиями для успешного осуществления 
Высокое признание инициативы нашего президента
Прежде всего, единогласное принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции "Об усилении роли парламентов в ускорении достижения целей устойчивого развития" является международным признанием инициативы нашего Президента. 
Принятие более 10 соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, основанных на предложениях Узбекистана за последние годы, является результатом инициатив нашего президента в области международного права. 
Во-вторых, Олий Мажлис также широко говорит о возможностях Института "парламентской дипломатии" в поддержке инициативы президента Республики Узбекистан, в содействии принятию и имплементации этой резолюции ООН. 
Например, Парламентский форум на тему "Глобальное межпарламентское сотрудничество в достижении целей устойчивого развития", состоявшийся в Бухаре в 2021 году, 14-й саммит женщин-лидеров государств- членов Межпарламентского союза, состоявшийся в Ташкенте в 2022 году, соответствующие Бухарская и Ташкентская декларации, принятые в рамках этих международных форумов служат не только достижению BRM, но и
Парламент также уделяет особое внимание таким вопросам, как принятие законов, принцип "человеческая ценность, интересы – превыше всего" стратегий и программ на ближайшее и отдаленное будущее по развитию общества и нашего государства, а также направление реализации идеи обеспечения устойчивого развития человека, общество и государство, принятие "национальной Деятельность представителей Олий Мажлиса в Межпарламентском союзе, объединяющем 179 национальных парламентов по всему миру, также направлена на выполнение этих задач. 
В-третьих, 29 декабря 2022 года было принято совместное постановление советов законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан "О мерах по реализации резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Об усилении роли парламентов в ускорении достижения целей устойчивого развития" от 14 декабря, Был принят 2022 год. 
Совместное решение направлено на воплощение в жизнь задач, поставленных в этой резолюции ООН и новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы, а также на установление эффективного социального сотрудничества между институтами парламента, исполнительной власти и гражданского общества в достижении национальных целей Узбекистана в области устойчивого развития.
Совместным решением была утверждена "дорожная карта", которая включает в себя более 50 конкретных мер по 13 маршрутам. В нем, в частности: 
* вовлечение НПО и других институтов гражданского общества в достижение национальных целей устойчивого развития, размещение государственного социального заказа в соответствующих областях и объявление конкурсов государственных грантов;
* определены приоритетные задачи, такие как достижение глобального и национального BRM, информирование национальной и международной общественности о сути, целях и задачах резолюции и результатах, достигнутых в рамках "дорожной карты".
Одним словом, это совместное решение согласуется с принципом, установленным в стратегии развития нового Узбекистана "построение националистического государства путем повышения человеческого достоинства и дальнейшего развития свободного гражданского общества". 
Межпарламентский союз (ПИ) подчеркивает, что эта резолюция и совместное решение ООН станут основой не только исполнительной власти, но и сотрудничества и совместных действий представительных и судебных институтов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества в достижении BRM. В связи с этим предполагается распространить их в качестве официального документа ООН и Pi, оценив их как важную основу на пути подготовки к Всемирному саммиту по BRM, который состоится в сентябре этого года.
В-четвертых, особенность этого круглого стола заключается в том, что инициатива по его организации была выдвинута именно институтами гражданского общества и получила парламентскую поддержку.
По результатам круглого стола предусмотрено подписание меморандума об установлении социального сотрудничества в этой области между институтами гражданского общества и между институтами гражданского общества и государственными организациями. 
То есть он создан для налаживания тесного сотрудничества парламента, институтов гражданского общества, органов исполнительной власти – соответствующих министерств и ведомств, бизнес-сообщества в достижении BRM и реализации задач, изложенных в совместном решении. Это, в свою очередь, также послужит повышению роли, важности и ответственности этих институтов в обеспечении устойчивого развития нашей страны. 
Реализация задач в рамках совместного решения
(на примере институтов гражданского общества)
Следует отметить, что институты гражданского общества не только поддерживают эти инициативы нашего президента и задачи, изложенные в совместном решении, но и активно участвуют в его реализации. 
Например, ряд неправительственных некоммерческих организаций Федерации профсоюзов Узбекистана, Национальная ассоциация некоммерческих организаций Узбекистана, общенациональное движение "юксалиш", Центр стратегии развития, Центр устойчивого развития вносят значительный вклад в достижение Национальный БРМ, реализация новой стратегии развития Узбекистана. Ведь реформы, проводимые в Узбекистане по принципу "человеческие ценности, интересы – превыше всего", основаны на идее обеспечения устойчивого развития человека, общества и государства, также послужат реализации Глобальной повестки дня нашей страны на период до 2030 года.
Прежде всего, в совместном решении, в частности, институтов гражданского общества:
• Широкое вовлечение институтов гражданского общества в последовательную реализацию национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, постоянное содействие в их деятельности в организационно-методическом и информационном плане;
• разработать соответствующие предложения и войти в парламентскую комиссию по улучшению позиций Узбекистана в различных международных рейтингах на основе углубленного изучения взаимосвязи международных показателей по достижению Целей устойчивого развития и защите человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов;
• Углубленный анализ работы, проведенной в рамках национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, выявление существующих проблем, разработка предложений по их решению и осуществление общественного контроля за реализацией национальных целей и задач в области устойчивого развитие на период до 2030 года;
* повышение уровня осведомленности широкой общественности о состоянии выполнения национальных целей и задач в области устойчивого развития;
• Предусматривается подготовка альтернативных лекций от институтов гражданского общества для добровольных национальных докладов, подготовленных Координационным советом по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года. В 2020 году Республика Узбекистан впервые представила добровольный национальный отчет "О реализации Глобальной повестки дня в области устойчивого развития – 2030" (imh), второй imh, как ожидается, будет представлен в этом году.
Во-вторых, основываясь на задачах, изложенных в совместном решении, Центр устойчивого развития присоединился к глобальной кампании действий (UN SDG Action Campaign) для достижения целей устойчивого развития.
Эта кампания действий ООН по достижению ЦУР фиксирует и отражает на глобальной карте мира, направленная на достижение целей устойчивого развития во всех странах, регионах, целевых показателях и межрегионах. Это, в свою очередь, позволяет сообщить об основных достижениях ООН, чтобы показать, что коллективные действия могут привести к большим изменениям во всем мире.
В 2022 году в рамках глобальной недели #Act4sdg было предпринято 142 миллиона попыток охватить brms по всему миру. Это, конечно, оказало положительное влияние на усилия по ускорению достижения BRM и указывает на то, что более 142 миллионов человек послужили изменению жизни на нашей планете.
В-третьих, данный круглый стол проводится в рамках программы по передаче права на права человека в нашей стране, установленной пунктом 12 указа президента Республики Узбекистан "Об утверждении национальной программы образования в области прав человека в Республике Республики Узбекистан". Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что сотрудничество между институтами гражданского общества и государственными организациями развивается и в этой области. 
В-четвертых, Центром устойчивого развития F.При поддержке Фонда Эберта было проведено исследование "Повышение осведомленности о целях устойчивого развития общества путем привлечения институтов гражданского общества в Узбекистане", и его результаты будут представлены на круглом столе. 
Короче говоря, совместная резолюция ООН, принятая по инициативе президента и советов палат парламента, служит прочной основой для реализации системных организационно-правовых мер по повышению роли и значения парламента, представительных органов власти на всех уровнях, политических партий, гражданского общества институты в обеспечении конституционных прав граждан 
Акмаль Саидов, 
Республики Узбекистан по правам человека 
Директор Национального центра



  ...