I. Интеллектуальная собственность - это сфера, охватывающая весь мир
Интеллектуальная собственность регулируется одними и теми же процедурами, методами и формами во всем мире на основе норм международных договоров. В частности, процедуры регистрации объектов интеллектуальной собственности и выдачи охранных сертификатов одинаковы в США, странах ЕС и Узбекистане.
Правила, установленные во внутреннем законодательстве всех стран в отношении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, считаются соответствующими требованиям международных договоров в области интеллектуальной собственности.
В соответствии с международными договорами изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и породы животных, товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания, наименования мест происхождения, компьютерные программы и базы данных защищены национальными ведомствами интеллектуальной собственности, т.е. они зарегистрированы государством и выданы соответствующие охранные сертификаты.
(Во всех странах, включая Узбекистан, объекты авторского права и смежных прав не подлежат государственной регистрации и охраняются законом и применяются государством с момента их создания.)
Согласно законодательству Узбекистана, свидетельство о патентной охране выдается для государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца или сортов растений и пород животных.
Товарные знаки (знаки обслуживания), географические указания, наименования мест происхождения товаров, программы и базы данных регистрируются государством и выдается охранный сертификат.
II. Государственное управление в области интеллектуальной собственности
Во всем мире правовая охрана объектов интеллектуальной собственности осуществляется единым государственным органом, в то время как принудительное исполнение зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности осуществляется несколькими уполномоченными органами.
Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в Узбекистане до 2019 года осуществлялась Агентством интеллектуальной собственности Республики Узбекистан (которое непосредственно подотчетно Кабинету Министров).
(В соответствии с Указом Президента № ПД-1536 от 24 мая 2011 года “О создании Агентства интеллектуальной собственности Республики Узбекистан”, Агентство интеллектуальной собственности Республики Узбекистан было создано на базе Государственного патентного ведомства и Республиканского агентства по авторскому праву Узбекистана)
В соответствии с Указом Президента № PD-4168 от 2 февраля 2019 года “О мерах по совершенствованию государственного управления в области интеллектуальной собственности” Агентство интеллектуальной собственности Узбекистана было передано Министерству юстиции и реорганизовано в Агентство интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции (далее - Агентство).
В то время как Агентство интеллектуальной собственности Республики Узбекистан отвечало только за государственную регистрацию интеллектуальной собственности, на вновь созданное агентство была возложена государственная регистрация интеллектуальной собственности, а также обеспечение ее правоприменения. Соответственно, Агентству было предоставлено право применять законные принудительные меры (подача официальных требований и предупредительных писем, составление протоколов об административных правонарушениях) к лицам, совершившим нарушения в области интеллектуальной собственности.
Поскольку Агентство эффективно выполняло возложенные на него новые задачи, мандат и возможности Агентства по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной собственности были расширены.
Примечательно, что в соответствии с Указом Президента № ПД-4965 от 28 января 2021 года “О мерах по совершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности” в рамках Агентства в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте был создан Департамент защиты интеллектуальной собственности совместно с Центрами защиты интеллектуальной собственности.
(Основной задачей нового департамента и региональных центров является защита прав интеллектуальной собственности, борьба с контрафактной продукцией, оказание помощи физическим и юридическим лицам в государственной регистрации интеллектуальной собственности и повышение правовой грамотности в этой области)
В соответствии с Президентским постановлением № PR-89 от 17 марта 2022 года Агентство интеллектуальной собственности и его региональные центры были объединены с Министерством юстиции с передачей их задач, функций и мандата.
Было создано Управление интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции, которому было поручено регистрировать объекты интеллектуальной собственности, а также обеспечивать их соблюдение.
Кроме того, при Министерстве юстиции было создано государственное учреждение “Центр интеллектуальной собственности” для проведения экспертизы заявок в целях регистрации и обеспечения централизованного хранения соответствующих данных.
iii. Достижения в области интеллектуальной собственности
В области интеллектуальной собственности был достигнут ряд положительных результатов в результате системных реформ, направленных на совершенствование государственного управления и непосредственное развитие отрасли.
В частности:
– Узбекистан стал участником 4 международных соглашений по защите авторского права и смежных прав;
Конвенция о защите производителей фонограмм от несанкционированного копирования их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.), Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах (Женева, 20 декабря 1996 г.), Договор ВОИС об авторском праве (Женева, 20 декабря 1996 г.) и Марракешский договор об облегчении доступа к опубликованным произведениям для Лица, которые являются слепыми, слабовидящими или иным образом не могут печатать (Марракеш, 27 июня 2013 г.), являются одними из них.
– впервые более 200 региональных органов юстиции были вовлечены в процесс обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности. При поддержке этих органов в регионах буквально впервые была начата защита интеллектуальной собственности;
– процесс подачи заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности переведен в электронную форму для обеспечения принципа открытости и прозрачности;
В частности, если в 2016 году было подано 6884 заявки, то в 2017 году их было 8059, в 2018 году - 8617, в 2019 году - 10142, в 2020 году - 8707 и в 2021 году - 14287.
– после подачи заявок на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения Министерство юстиции установило процедуру, согласно которой информация по этим заявкам размещается на его официальном веб-сайте в течение одного рабочего дня.
(Есть возможность подать в Министерство письменные возражения в отношении заявлений на регистрацию, которые не были поданы добросовестно)
– теперь можно получать охранные документы на зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности в электронном виде в режиме 24/7;
– значительно улучшена работа института патентных поверенных, который оказывает профессиональную юридическую помощь в области интеллектуальной собственности;
(требования к патентному представительству были резко снижены, устранены требования, связанные с 3-летним опытом и деятельностью в определенной области)
– усилена административная ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. В законодательство внесены новые нормы, касающиеся нарушения авторских и смежных прав, а также нарушения прав на изобретение, полезную модель и промышленные образцы;
В связи с усилением ответственности за незаконное использование интеллектуальной собственности с 2019 года резко возросло число судебных исков в отношении интеллектуальной собственности.
(В 2016 году – 60, в 2017 году – 85, в 2018 году – 89, в 2019 году - 60, в 2020 году - на 400 больше, чем состоялось судебных разбирательств)
IV. Законотворческая деятельность в области интеллектуальной собственности
Министерство юстиции совершенствует свою законотворческую деятельность в этой области.
В результате законотворческой деятельности в области были внесены следующие изменения:
– 26 апреля 2022 года впервые в истории Узбекистана была принята Стратегия развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан на 2022-2026 годы.
Стратегия направлена на принятие комплексных мер по улучшению сферы ИС в стране, включая упрощенную систему рассмотрения заявок на ИС, включая промышленную собственность, а также на укрепление межведомственного сотрудничества и мер по защите промышленной собственности на основе международного опыта.
– срок действия авторского права был продлен с 50 до 70 лет;
– создана система поощрений для лиц, непосредственно участвующих в создании объектов интеллектуальной собственности;
(были введены денежные вознаграждения в размере 30, 25, 20-кратной базовой расчетной единицы для победителей “Конкурса на лучшую ИС”.)
– была предоставлена льгота по государственной (патентной) пошлине за регистрацию определенных видов объектов интеллектуальной собственности;
– введена процедура компенсации владельцам авторских и смежных прав за их нарушенные права в размере от 20 до 1000 базовых расчетных единиц (от 550 до 27 300 долларов США).;
– Принят Закон Республики Узбекистан “О географических указаниях”.
– введена корпоративная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от 100 до 200 базовых расчетных единиц (от 2750 до 5500 долларов США) за нарушение прав промышленной собственности.
ви. Правовое обеспечение объектов интеллектуальной собственности
Министерство юстиции систематически работает над обеспечением соблюдения прав интеллектуальной собственности.
В соответствии с Указом Президента № ПД-4965 от 28 января 2021 года “О мерах по совершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности” с 15 февраля по 15 марта была проведена акция “Месяц без контрафакта” с целью предотвращения продажи контрафактных товаров и повышения правовой осведомленности и правовой культуры граждан. правообладатели.
В течение этого месяца были достигнуты следующие результаты:
– было обнаружено более 2000 контрафактных товаров, продаваемых на рынках, в торговых комплексах и отделениях мобильной торговли по всей стране.
– Создан и распространен среди всех субъектов хозяйствования, коммерсантов, занимающихся торговой деятельностью, “Каталог контрафактной продукции”;
– Запущен информационный портал “IP-Protection”, который предоставляет информацию о контрафактной продукции, продаваемой в республике;
– информация о контрафактной продукции, которая может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни человека, была широко распространена в средствах массовой информации и на интернет-сайтах;
– более 500 местных предприятий, производящих контрафактную продукцию и торгующих ею, получили помощь в создании собственных брендов (товарных знаков);
– были приняты принудительные меры в отношении лиц, которые нарушали права интеллектуальной собственности других лиц путем производства и продажи контрафактных товаров.
(было представлено 86 официальных требований и 455 предупредительных писем, протоколы об административном нарушении в отношении 50 физических лиц были оформлены и направлены в соответствующие суды)
В 2020-2022 годах в результате мониторинга и наблюдательности, проведенных Министерством юстиции, а также на основании заявлений физических и юридических лиц было выявлено около 3080 правонарушений.
На основании выявленных нарушений физическим и юридическим лицам было выдано 354 официальных требования и 1367 предупредительных писем, а по 253 делам были составлены протоколы об административном правонарушении, которые были направлены в суды.
Суды наложили штрафы на общую сумму 26 000 долларов США на 196 лиц, признанных виновными в совершении правонарушений.