В Новом Узбекистане акцент в проводимых реформах политической, правовой и социально-экономической модернизации делается на права человека. Более того, государство поддерживает призыв ООН к активизации движения по соблюдению прав человека, что в должной мере отражено в Стратегии «Узбекистан - 2030» и соответствует Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
На референдуме, проведенном 30 апреля 2023 года, Конституция Республики Узбекистан в новой редакции была одобрена народом. В преамбуле Основного закона торжественно провозглашается приверженность правам и свободам человека, национальным и всеобщим ценностям, принципам государственного суверенитета.
Кроме того, Конституция от первой до последней статьи пронизана идеями обеспечения прав и свобод человека, законных интересов, способствующих процветанию Родины и развитию общества. В Основном законе, в котором одной из величайших ценностей провозглашена идея «Во имя чести и достоинства человека», подчеркиваются укрепление социальной защиты и создание необходимых условий для свободного развития человека.
Конституция РУз в новой редакции - мощная правовая основа и надежная гарантия для долгосрочной стратегии развития республики и процветающего будущего народа. Ведь в правовой стране все процессы строятся на законных основаниях, где государственные служащие должны рассматривать все вопросы с правовой точки зрения. Кроме того, все граждане равны перед законом, высшие органы государственной власти также подчиняются законам и обеспечивают их неукоснительное исполнение.
В правовом демократическом государстве, помимо определения неприкосновенности, неделимости основных прав и свобод человека, также важно признание того, что они принадлежат каждому с момента рождения.
В связи с этим статья 19 закрепляет основные, естественные и неотъемлемые права человека как наиболее важную задачу государства и общества (на жизнь, свободу, неприкосновенность частной жизни и жилища, убежище, собственность, судебную защиту, свободу слова и вероисповедания, передвижение, выбор места жительства, гражданство, труд, образование, медицину и другие).
Положение о том, что права и свободы человека принадлежат ему с момента рождения, отражено более чем в 80 международных документах о правах человека, к которым присоединился Узбекистан. Среди них семь основных конвенций ООН по правам человека и их дополнительные протоколы, конвенции ЮНЕСКО, МОТ, документы ОБСЕ по человеческим измерениям, а также региональных организаций, таких как ОИС и СНГ.
Стоит отметить, что в Конституции в новой редакции принцип «государство - общество - человек» изменен на «человек - общество - государство». Цель - обеспечить приоритет интересов прав и свобод человека. Это определено как высшая обязанность государства. В связи с чем гарантии прав человека только усиливаются.
Конституция Республики Узбекистан определяет политическое, экономическое и социальное устройство страны и гарантирует основные права и свободы граждан. В статье 20 закреплено важное положение о том, что права и свободы человека действуют непосредственно. С одной стороны, данная норма обеспечивает укрепление, расширение и развитие юридического статуса личности, а с другой - совершенствование механизма юридической ее защиты.
В рамках проводимых в Узбекистане реформ осуществлен ряд мер, направленных на возвышение чести и достоинства человека. Среди них:
Эти меры способствуют улучшению жизни населения, укреплению гражданских прав и свобод, а также повышению уровня доверия к правительству. Они отражают стремление Узбекистана к созданию более открытого, справедливого и демократического общества.
В условиях информационных войн и социально-политических событий в мире важно, чтобы осуществление прав и свобод человека не ущемляло права и интересы других людей, общества и государства.
В свою очередь статья 21 определяет основания для ограничения прав и свобод человека. В частности, они могут быть ограничены в соответствии с законом и только в той степени, которая необходима для защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других людей, обеспечения общественной безопасности и порядка.
Кроме того, вышеназванные ограничительные нормы также применимы к свободе слова. Право на поиск, получение и распространение информации может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, а также для предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны.
Основания для ограничения прав человека должны быть определены только законами, а акты министерств, ведомств и организаций не могут ограничивать права граждан. Все противоречия и неопределенности в законодательстве, возникающие в отношениях между человеком и государственными органами, должны трактоваться в пользу первого. В случае возникновения разногласий между нормативно-правовыми актами, имеющими равную юридическую силу, должны применяться конституционные нормы, служащие интересам граждан.
Важно отметить, что в статье 109 Основного закона особо отмечается, что Президент Республики Узбекистан выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов. Данное положение подчеркивает личную ответственность главы государства за права и свободы каждого человека.
Итоги последних лет показывают, что Конституция в новой редакции отвечает требованиям времени и является жизнеспособной. Цель и суть Основного закона - создание достойных условий для жизни человека и его счастья.
Нодир Гафуров.
Ответственный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.