Хотя я перелистал множество книг в одном из книжных магазинов нашей столицы, я посмотрел на молодого родителя, который не мог найти то, что искал. Я подошел ближе к переднему ряду, и его слова долетели до моего уха. Оказывается, они ищут книгу для своих детей. Сыновьям было по четырнадцать. "Сказка много читала книг, перестала ими интересоваться. Есть ли у вас книги, подходящие для детей этого возраста", - говорит отец.
Присоединившись к ним, я отправился на поиски. Прилавки магазинов ломятся от книг. В продаже имеется не одно, а более десятка произведений некоторых писателей. Гусь стоит, как солдаты, выстроившиеся перед битвой. Приключенческим книгам нет числа. Книги о коммерческих секретах, о том, как стать богатым, сколотить состояние, о долгой жизни, об избавлении от болезней без лекарств, о бессоннице, ночных кошмарах, о лекарстве от бесплодия и некоторых других старинных темах захватывают ваше воображение. Книг со сказками предостаточно. Деликатные семейные отношения Дэна... Но маститые букмекеры забыли о подростках, которые прошли через детство и приближаются к порогу большой жизни.
В игре в футбол есть важное правило: у какой бы команды ни была сильная полузащита, они берут под контроль центр игры и вносят серьезный вклад в победу команды. В библиотеке, как и в футболе, есть три этапа: детство, отрочество, юность. В детстве читаются в основном книги-сказки. В подростковом возрасте наблюдается повышенный интерес к жизненным и приключенческим историям, переваривание которых на некоторое время проходит легко, что вводит читателя в мир бесконечных фантазий, грез.
Я не помню первую книгу, которую я прочитал, но я помню, что я слушал (тогда книг было не так много, как сегодня). Это были военные самолеты, народные эпосы, Кади и бахши, которые взрослые читали всем сообществом долгими зимними ночами, когда одни читали наизусть, а другие слушали ушами души. "Гарантии Абу Муслима", "Истории Ибрагима Адхама", "История Цфата Булона", где, кого бы ни читали в отеле во внешнем дворе, я бы продолжал ходить туда без колебаний.
В школе наши учителя литературы уделяли серьезное внимание тому, какую книгу мы читаем. По их рекомендации мы читали дома такие сказки, как "Хромой аист", "три ныряльщика Огас-ини", "хвастливый кролик", "честный мальчик", "Поворот с лисой", и рассказывали друг другу на уроке и обсуждали их такими, какими мы их знаем. Мы бы написали заявление, основанное на сказках. Как мы обсуждали сказку "Леопард со страусом" до сих пор - я до сих пор помню. Вот та же сказка: "Пока Тигр торопливо ел, кость застряла у него в горле и прогрызлась. Страус пришел ему на помощь и сказал: "Держи рот открытым к небу, я выну кость". Тигр смотрит в небо с открытой пастью. Страус засунул свой длинный клюв в пасть леопарда, извлекая кость, застрявшую у него в горле. Тигр обрадовался и сказал страусу: "Ты сделал мне добро, спасибо тебе, теперь мы двое будем друзьями, мы будем помогать друг другу".
Так страус и леопард подружились. Между ними прошло много времени. Однажды страус попытался испытать тигра и позвал его на помощь, сказав: "Вау, Дод, я умираю, спаси меня, мой друг". Когда тигр был уже далеко, он продрался сквозь ветви леса, его шерсть была выщипана, кожа отслаивалась, и он добрался до страуса. Смотри, страус соппа-согекан. Каплон был удивлен и спросил его: "Почему ты позвал меня на помощь?" - спросил он. Страус сурбетлик сказал: "Мы давно его не видели, я хотел испытать тебя, не сошел ли ты с ума от нашей дружбы". Его друг опустошен".
Когда мы обсуждали эту сказку, мы все сказали: "Не стоит дружить с лжецом". Когда наш учитель сказал: "Еда готовится на скорую руку, и нужно съесть чайна-ааб".
Я помню книги, которые прочитал позже. Я прочитал рассказы Хакима Назира "Огни Кокорола", "Пылающая река", "кенжатой", рассказы "Нападение черепах", "Ветер стихает", "Алишер и книга", Историю Джаджи, за которую Бенихоя был популярен среди молодые люди в шестидесятые годы встречали Учкуна Назарова не один раз, а несколько раз. "Шум бола" Гафура Гуляма уже довольно давно не выходит у меня из рук. Вдохновленные той же работой, соседские дети тоже пару раз готовили шумлик... "Всадник без головы" прочно укоренился во мне... Сегодня не хватает писателей, которые пишут произведения для подростков, таких как Худойберди Токабоев, Назир Фозилов, Шукур Холмирзаев, Октам Усманов, Менгзие Сафаров, Латиф Махмудов, Эркин Маликов, Анвар Обиджан. Трудно понять почему.
На данный момент я хочу остановиться подробнее на ситуации, которую я наблюдал. С раннего возраста наблюдается резкая разница в характере ребенка, которого учат читать книги и который совершенно далек от такого качества. Читая детскую речь бегло, нетрудно заметить широкий диапазон мышления. Такие легко заводят дружбу с другими детьми, выражаясь языком взрослых, персонаж неуклюжий, общительный, амбициозный одновременно, разделяет некоторое самомнение со своими товарищами, не перегревает свои игрушки, помогает своим сверстникам развлекаться. С тех пор как у него развилась речь, он легко выходит из любой ситуации.
Мало того, дети, которые растут, читая книги, не обижают животных, не срывают цветы, с любовью ухаживают за рассадой. Под влиянием слов великанов из сказок: "Когда бы не было саломеи, я бы съел семерых и одного".
Отсюда следует, что духовный и нравственный уровень молодежи каждой страны также может быть определен по уровню ее чтения. Неслучайно, что сегодня, в то время, когда крупнейшие государства мира сталкиваются с финансовым кризисом и находятся в эпицентре вихря экономических проблем, в центре нашей столицы строится новая великолепная обитель для читателей, поддержка молодых творцов, вступающих в мир о литературе во всех ее проявлениях и примерах того, что с незапамятных времен мы - народ, стремящийся к знаниям и просвещению. С самого раннего возраста наши прадеды, которые уже внесли безупречный вклад в развитие мировой экономики, поддавались чтению этой книги. Итак, пока не прошло много времени, я хотел бы сказать, что наши дети украшают свой разум бесценными пословицами, которые относятся к книгам. Давайте представим: если в домах, которые сегодня вводятся в эксплуатацию, строители показывают химмат и дарят хозяевам дома по одной книжной полке, то там есть образцы "Хамсы", "Бобурнома", пятьдесят томов "Узбекского народного устного творчества", подготовленных учеными из Института языка и литература.
Хорошие произведения читаются не один, а несколько раз. Каждый раз, когда вы читаете, вы открываете для себя новые-новые грани произведения, мастерство автора в художественном самовыражении. В этом смысле не будет преувеличением сказать: "Я прочитал некоторые книги по три раза". В детстве наши учителя говорили, что "чтобы быть великим человеком, нужно прочитать много книг". Вы говорите, кому не нравится быть крутым, мы читаем все, что попадает нам в руки, не выбирая.
Когда он приехал учиться в Ташкентский государственный университет дорилфунун (ныне Узму), ему пришлось прочитать много значимых книг, чтобы получить оценку в наших областях. Представьте, что за три дня до экзамена нас заставили прочитать произведения Льва Толстого "Война и мир", Льва Толстого "Война и мир", окунув в известные произведения классиков забаста, таких как Бальзак, Золя, Купер, Хемингуэй. Годы спустя мне пришлось прочитать и "Войну и мир", и "Анну Каренину", произведения многих АДИБОВ, названных выше и не процитированных, для себя, в третий раз, по причине внутренней потребности. Это настоящее чтение.
По мере того как я читал книгу, для меня стало приятным занятием делиться с другими мыслями, которые приходили мне в голову в процессе чтения, шедеврами, которые я находил в них, истинами, которые я осознавал, мыслями, которые приходили мне в голову в процессе размышлений, поощрять тех, кто это делал не пользоваться этим великим сокровищем мысли в библиотеке. Я еще не избавился от этой привычки. Чтение снова и снова дает возможность снова и снова воспринимать жизненные истины, полностью понимать их смысл и суть.
"Икронома" Льва Толстого была впервые прочитана на русском, а затем на узбекском языке. На своих занятиях на факультете журналистики я обязательно буду это использовать. Я напишу эссе на тему "Икрорнома". Там, где начинается разговор о хороших книгах, я упомяну "Икрорному". Каждое из его предложений состоит из мысли-наблюдения, мысли-отрицания, мысли-утверждения, мысли-призыва. Признание Адиба изначально выглядит как декорация его личной жизни, изложение его жизненного пути. Но после одной-двух страниц на поверхность всплывают вопросы писателя о жизни, жизнеспособности, религиозных верованиях, существовании. Читатель тоже невольно начнет отталкивать их, подобно адибу, начнет пересматривать свою уходящую жизнь, свои мысли, извлеченные из жизни уроки -выводы, недостатки достижений.
"Странное зрелище, - писал прославленный, - я был сыт по горло этими верованиями, когда увидел, как люди поклоняются религиозным верованиям и живут жизнью, противоречащей им. Но когда я увидел, что люди сами живут в соответствии с теми же убеждениями, их жизнь показалась мне привлекательной и разумной в представлении. Тогда почему я когда-то был сыт по горло этими убеждениями, почему я считал их бессмысленными, а теперь почему я принял их... Я понимаю. Я понял, что заблудился и как я заблудился. Я ошибаюсь не потому, что неправильно мыслю, а потому, что живу греховной жизнью. Что я понял, так это то, что то, что скрывало от меня лицо реальности, было не ошибкой в моих мыслях, а жизнью, проведенной в экстремальных условиях мастерства, домашних хлопот, на пути исполнения желаний балоя...".