При функционировании судебной власти как отдельной независимой ветви власти важно, чтобы гарантии ее независимости были установлены на уровне закона. Следовательно, основной целью закрепления в Конституции норм, обеспечивающих независимость судебной власти, является практическое гарантирование права граждан на правосудие, обеспечение верховенства закона и справедливости в обществе.
Определение судебной власти как отдельной ветви власти в основном законе также полностью соответствует нормам международного права, указывая на то, что конкретное государство имеет правовую демократическую государственную систему, а права и свободы человека гарантируются государством. Поскольку основополагающие принципы Организации Объединенных Наций, касающиеся независимости судебных органов, предусматривают, что независимость судебной власти должна быть закреплена в конституциях или законах каждого государства.
Следовательно, под правовыми гарантиями независимости судебной власти понимается независимость судебной власти и судей в организации и проведении судебного разбирательства в соответствии с Конституцией, законами и подзаконными актами. В частности, основная гарантия независимости судебной власти в первую очередь закреплена в Конституции Узбекистана, которая устанавливает, что судебная власть в Республике Узбекистан независима от законодательной и исполнительной властей, политических партий, других институтов гражданского общества. Это конституционное положение показывает, что независимость судебной власти заключается в ее статусе отдельной ветви власти, специального компетентного органа, защищающего права и свободы граждан.
В Конституции Республики Узбекистан нормы о судебной власти определены в отдельной главе, и слова “Суд”, “судья” употреблялись более 60 раз. В частности, в нашей Конституции судебная власть определена как отдельный орган государственной власти (статьи 11, 98, 130-140), гарантия, обеспечивающая неприкосновенность конституционных прав и свобод граждан (статья 20), специальный орган, который вершит правосудие в обществе, обеспечивает отправление правосудия (статьи 27-31), гарантия прав и свобод человека (статья 55). Например, тот факт, что статья 131 Конституции устанавливает правило о недопустимости образования чрезвычайных судов, является гарантией того, что правосудие осуществляется только компетентными судами, созданными в соответствии с Конституцией. Это гарантировало как институциональную, так и функциональную независимость судебной власти.
Исходя из конституционных функций судебной власти, ее можно отличить по двум основным характеристикам.
Во-первых, судебная власть, которая является отдельным субъектом конституционного управления, является составной частью государственной власти, ее отдельной ветвью. Это главная правовая гарантия независимости судебной власти.
В частности, основы институциональной независимости судебной власти отражены в статье 131 Конституции. Он предусматривает, что судебная власть имеет определенную систему, организация судов осуществляется в соответствии с территориальностью (республика, провинция, район, город) и категорией судебных дел (конституционные, гражданские, уголовные, административные, экономические, военные).
Правовой статус Конституционного суда и Верховного Суда Республики Узбекистан, порядок и полномочия их организации установлены Конституцией отдельно. В частности, отмечается, что Конституционный суд Республики Узбекистан рассматривает дела о соответствии законодательных и исполнительных актов Конституции (статья 133), а Верховный Суд Республики Узбекистан рассматривается как высший орган судебной власти в области гражданского, уголовного, хозяйственное и административное судопроизводство (статья 134).
Следует отметить, что если в статье 132 Конституции указано, что Конституционный суд избирается Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан из числа специалистов в области политики и права, рекомендованных Верховным Судом Судебный совет Республики Узбекистан, включая представителя Республики Каракалпакстан, а также заявил, что порядок организации судов и их функционирования установлен законом (статья 131).
Более того, тот факт, что Конституция возлагает на судебную власть в качестве ее основной функции и исключительной компетенции задачу защиты конституционных прав и свобод граждан посредством осуществления правосудия, определяет ее функциональную независимость.
В этой связи важен конституционный принцип независимости судей и их подчинения исключительно закону, поскольку решение справедливого суда может быть принято только судьей, всесторонняя независимость которого обеспечена. Таким образом, в статье 136 Конституции Республики Узбекистан предусмотрено, что при соблюдении таких важных норм, как независимость судей, их подчинение закону, не допускается каким-либо образом вмешиваться в деятельность судьи по отправлению правосудия и что такое вмешательство влечет ответственность в соответствии с Законодательством Республики Узбекистан. закон.
Независимость судебной власти гарантируется также тем фактом, что ее решения не подлежат пересмотру другими органами, а также их обязательному исполнению. В частности, во второй части статьи 134 Конституции определено, что акты, принятые Верховным Судом Республики Узбекистан, являются окончательными и обязательными для исполнения на всей территории Республики Узбекистан, а в статье 138 указано, что судебные приговоры обязательны для исполнения всеми государственными органами. органы, организации, должностные лица и граждане.
Организация, управление и контроль деятельности судов со стороны судейского сообщества считаются одной из главных гарантий практического обеспечения независимости судебной власти. Органы судейского сообщества, представляющие интересы судей, являются важным институтом обеспечения независимости судей, ведь судейское сообщество активно влияет на организацию и функционирование судов через свои органы. Рекомендации Комитета министров Европейского союза CM Rec (2010) №. 12 и Консультативный совет европейских судей № 10 также заявляют, что основной целью создания органов судейского сообщества является обеспечение независимости судов и отдельных судей, способствуя тем самым эффективному функционированию судебной системы.
В качестве органа судейского сообщества в Республике Узбекистан признан Высший судебный совет Республики Узбекистан и ему присвоен статус учредительного органа, который способствует обеспечению соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Роль Высшего судебного совета в обеспечении независимости судебной власти напрямую связана с тем фактом, что он создан на демократических принципах, гарантирующих независимое осуществление его деятельности. Важно, чтобы законом были установлены необходимые правовые гарантии для беспристрастного осуществления деятельности Высшего судебного совета, обеспечения независимости его членов. В связи с этим в статье 135 Конституции Республики Узбекистан предусмотрено, что Высший судебный совет Республики Узбекистан является независимым органом судейского сообщества, обеспечивающим формирование судебной власти и соблюдение конституционного принципа независимости судей.
Кроме того, Законом Республики Узбекистан № 717 от
20 сентября 2021 года были внесены изменения в Закон “О Высшем судебном совете Республики Узбекистан” и были установлены важные нормы, направленные на дальнейшее укрепление его независимости и совершенствование его деятельности. В частности, законом отменена норма о том, что в структуре Совета могут утверждаться представители правоохранительных органов, в структуре Совета была сформирована Судебная инспекция для обеспечения неприкосновенности судей и предотвращения коррупции. На Совет были возложены такие задачи, как обязанность принимать меры по обеспечению открытости и транспарентности в деятельности Совета и судебной системы, отбирать подходящий судебный персонал на руководящие должности, проявлять инициативу в вопросе их стимулирования и премирования, решать вопрос о продлении возрастного ценза для судей. занятие должности судьи для определения процедуры, а также такие задачи, как утверждение критериев оценки работы судей на основе открытой и прозрачной электронной рейтинговой программы.
Независимо от того, обеспечивается институциональная независимость судебной власти или нет, не каждого отдельного дела может быть достаточно для обеспечения справедливого и законного судебного разбирательства. Когда судьям не хватает личной независимости при принятии соответствующих решений в ходе судебного разбирательства, нарушается их право на отправление правосудия. Поэтому считается важным условием, чтобы судебная власть обладала институциональной независимостью, а судьи имели гарантии личной независимости, как внутренней, так и внешней, и сочетание того и другого становится основой для обеспечения законного и беспристрастного правосудия.
Целью обеспечения независимости судей является, прежде всего, гарантирование защиты прав и свобод граждан посредством отправления правосудия, защита их от несправедливого и произвольного судебного разбирательства и обеспечение законности судебной деятельности. Следовательно, независимость судей является социальной необходимостью и служит интересам государства и общества. Соответственно, важной задачей государства является установление необходимых правовых гарантий для защиты судей от внешних и внутренних воздействий, поддержки работы судов и обеспечения их уважения всеми органами и гражданами. Такие гарантии предусматривают особые процедуры назначения судей на судейскую должность, перевода в другой суд, занятия судейской должности, иммунитета, ответственности, увольнения и продвижения по службе.
В частности, статья 136 Конституции Узбекистана устанавливает основные гарантии независимости судей, согласно которым судьи подчиняются только Конституции и закону, что никакое вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия не допускается и что такое вмешательство влечет ответственность в соответствии с Законодательством Республики Узбекистан. законом, что судьи не несут ответственности за определенные дела, что судьи неприкосновенны, что перевод на другую должность может быть разрешен только в соответствии с процедурой и основаниями, установленными законом, и что реорганизация или переустройство судебной власти может быть осуществлено только в соответствии с процедурой и основаниями, установленными законом.
Кроме того, согласно Закону Узбекистана “О судах”, независимость судей обеспечивается путем их избрания (назначения) и освобождения от должности, иммунитета, строгого соблюдения при отправлении правосудия, сохранения конфиденциальности совещаний судей и запрета требовать их разглашения, привлечения к ответственности за неуважение к суду. суд или вмешательство в судебные дела, за нарушение неприкосновенности судей, обеспечение достойного материального и социального обеспечения судей.
Еще одним из факторов, обеспечивающих независимость судебной власти, является финансовая независимость, материальная и техническая поддержка играет важную роль в снижении внешнего влияния на деятельность судов, беспристрастном отправлении правосудия, предотвращении коррупции в судебной системе, формировании корпуса квалифицированных и образованных судей, повышении престижа судебной власти. судебная система, укрепляющая доверие общественности к судам. В этой связи финансовая независимость судебной власти предусматривает обладание достаточными средствами для собственных нужд, их независимое использование, материально-техническое и социальное обеспечение, достойный статус судей, а также установление этих гарантий законом. Даже в рамках процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебной власти государства обязаны выделять соответствующие ресурсы для эффективного функционирования судебной системы, предоставлять необходимый технический персонал и оборудование, а также обеспечивать судьям надлежащую личную безопасность, заработную плату, льготы.
Таким образом, создание необходимой правовой основы для финансовой независимости судебной власти в Конституции Узбекистана обеспечивает основу для правовой гарантии независимости судов в этой сфере. В частности, в соответствии со статьей 140 Конституции Узбекистана финансирование деятельности судов осуществляется только из государственного бюджета Республики Узбекистан, и это должно обеспечивать возможность полного и независимого отправления правосудия.
В заключение можно отметить, что особенность организации узбекской государственности, предусмотренная Конституцией, является главной основой независимости судебной власти. Действительно, определение в Конституции необходимых гарантий, обеспечивающих независимость судебной власти, гарантирует свободное и независимое функционирование судебной власти от других государственных органов и законное и справедливое отправление правосудия.
Дилшод Арипов,
Советник директора Высшей школы судей при Высшем судебном совете Республики Узбекистан по научной и информационно
-аналитической работе