...Моя душа оставалась в муках. Мне некому открыть свое сердце. Я хочу излить свое сердце на бумаге. С этим намерением я взял в руку ручку. Моя совесть была чиста. Мне дали, и я работал на совесть. но даже несмотря на то, что я никогда не совершал преступления, меня снова посадили в тюрьму. о те, кто знал, сколько я был оставлен в мучениях... В 1954 году я снова вернулся в свою страну и начал работать в темной деревне Урганч... ...Пресса - это школа общественной жизни! Пресса - флаг, который побуждает людей продвигаться вперед! Поэтому я не могу понять, почему я не могу читать газету. как может служить ему человек, который не в курсе того, что происходит на его родной земле, какую пользу он может принести своему народу?".
Когда мы знакомимся со статьями и письмами узбекских женщин-джадидов в сопровождении Бахрома Ирзаева, научного сотрудника Государственного музея памяти жертв репрессий, мы становимся свидетелями того, что узбекские женщины в рядах наших дедушек-джадидов, которые пошли на многое в своем желании построить новая жизнь в те мрачные годы, однако, была частично восстановлена... хотя они короткие, поучительная часть - это бессмертный урок для нас!
По мере того, как их благородные идеи воскресают в наших сердцах в тот момент, когда мы неоднократно упоминаем имена наших дедов и матерей, которые отдали свои жизни на пути процветания, знаний и просвещения нашей родной земли, нашей нации, мы начинаем все глубже осознавать, что нам необходимо получить эту великую силу -честь родины, знания ради
- Брат Бахром, когда мы знакомились с источниками, ты сказал, сделав ударение на предложении: "...Со слов узбекской женщины-джадида Марьям Султанмуродовой, большевики отнеслись к ней чрезвычайно сочувственно." В каких реалиях аспекты, качества выше современниц узбекских женщин, которые стояли в рядах наших дедов и боролись за процветание страны и нации? В чем была "вина" Марьям Хан?
- Наши предки смотрели на матерей как на хозяек нации. В конце концов, великих людей воспитывают матери с высоким уровнем знаний. В нашей стране было много женщин, которые были великими аристократками, поэтессами и факихами. А тема женщин-джадидов требует отдельного изучения. Прежде всего, наши деды-джадиды смогли пробудить в умах людей того времени особое чувство уважения и почтения к женщинам. Они не хотели, чтобы детей нации воспитывали женщины, которых угнетали "за руку, за голову". Неоднократно заявлялось, что "мы не должны уделять нашим дочерям меньше внимания, чем мальчикам".
Когда вы отправитесь в Королевскую Зиндах, вы станете свидетелями того, что большинство гробниц в гробницах периода Амира Темура принадлежат женщинам. Вы говорите, что есть много медресе, названных в честь женщин, особенно в нашей истории? Итак, наши изобретательные матери долгое время считали своей гордостью спонсировать науку. Марьямхан Султанмуродова, одна из последовательниц таких женщин, также получила образование в Германии. От него большевики действительно были восклицанием. Потому что она была дочерью Джуманиоза Султанмуродова, надменного и прогрессивного человека из Хорезма. Джуманиоз Султанмуродов занимал должности главы военного трибунала, председателя Совета народных комиссаров Хорезмской Народной Республики, секретаря Хорезмского отделения. После того, как Марьям Султанмуродова окончила школу-гимназию маориф в Ташкенте в 1919 году, в 1920-1921 годах она училась в Оренбургском татарском педагогическом институте с целью получения высшего образования. По прибытии в Хорезм во время летних каникул 1921 года Анади была назначена заведующей сначала литературным отделом, а затем женским отделом Центрального правления Хорезмской компартии. Однако суровые исторические условия и трудности не позволяют ему работать столько, сколько он может. В результате в июле 1922 года он приехал в Ташкент и подал документы на рабочий факультет Среднеазиатского государственного университета. В октябре 1922 года Марьям Султанмуродова была принята в ряды студентов, направлявшихся правительством Бухары на учебу в Германию. В 1924-1926 годах он получил образование в Дармштадтской высшей семинарии. А в 1926-1927 годах он проходил стажировку под Берлином в школе "Фрауншулле" в Потсдаме. Во время летних каникул 1927 года Хайринисо будет с Маджидхановой с 29 июля по 18 августа в городе Париже. Их 2-3-минутная встреча с Ахмадом Наимом и Мустафой Чукеем на кухне Парижского оперного театра стала главным предлогом для последующих репрессий. С осени 1927 года Мэри окончила шестимесячные курсы медсестер профессора Финкельштейна в берлинском районе Веддинг и вернулась в СССР в 1928 году.
С прибытием Марьям Султанмуродовой на родину начались допросы и преследования. Поначалу они ниоткуда не работали. Только в феврале 1929 года с помощью Бадри Сайфулмулька, получившего немецкое образование, она устроилась на работу медсестрой в Институт сохранения детства и материнства, который находится при Комиссариате здравоохранения Узбекистана. Марьям завела семью с Аскаром Ахмадбековым в конце 1929 года и жила в Каттакургане до 1933 года. Когда ее муж был заключен в тюрьму, она вернулась в Ташкент в 1933 году и поступила на работу в Среднеазиатский государственный университет. Однако в 1934 году он снова остался без работы.
Затем она присоединилась к журналу "Гулистан", а с 1936 года - к женскому журналу "Светлый брак" в качестве литературного сотрудника. Марьям стала известна в узбекской прессе благодаря своим переводам из немецкой литературы и статьям об острых социальных проблемах женщин. 13 сентября 1937 года Марьям Султанмуродова, учившаяся в Германии, была обвинена в членстве в шпионской организации "Тюркис тон", а шестимесячная Нора со своей дочерью Анорой была отправлена в тюрьму страдать. Вернувшись на родину по окончании срока наказания, он начал работать медсестрой в Собрании граждан Янгибазора в районе Ургенч. Однако его радость снова не зашла далеко. Он был повторно заключен в тюрьму 30 марта 1949 года, и на этот раз также был сослан в отдаленный Красноярский край за свои старые "преступления".
Марьям Султанмуродова была оправдана военной коллегией Верховного суда СССР 2 августа 1957 года. Однако он не виделся с Рошно даже после его полного оправдания. Преследование не прекратилось, не говоря уже о том, чтобы заниматься журналистикой в области любви, также было запрещено читать его страницы в прессе.
Даже эти несправедливости не смогли сломить волю Мэри, которая ни на мгновение не почувствовала себя виноватой. Он верил в реальность, не терял своей человечности. При этом он оставался олицетворением человеческого упорства в позорной истории системы Солт-Лейк-Сити. Многие статьи и эссе, принадлежащие перу Марьям Султанмуродовой, такие как "любовь в глазах", "неожиданное счастье", "нидоси моего сердца", "спасибо десинсу", "Маджнунтол", "когда приходят караваны", "беззаботный юноша", свидетельствуют о высоком талант этой женщины.
- Оказывается, стихотворение госпожи Матлуба Мухаммад, 17-летней ученицы Чулпан, начинающееся со стихов "мой народ, столь сокрушенный в руках Мудама Чора", потрясло страну Сало в то время. Когда это стихотворение неоднократно публиковалось в европейской прессе, власти говорят, что из-за этого закрыли узбекский образовательный институт в Москве, где учился талантливый поэт...
- Действительно, мятежный голос одной личности поразил целую страну. Сейчас вы увековечили стихотворение госпожи Матлуба "на куртулушской дороге". После того, как Саттор перевел это стихотворение на неотразимый немецкий, эти пламенные стихи стали популярными. "Независимо от того, какое давление оказывают шоумены, наша литература продолжает стремительно развиваться, национальные амбиции изгнаны из сердец этой самоотверженной девушки", - говорит гордый переводчик.
Матлуба - дочь Нурмухаммада Дадамухаммедова, знаменитого джадидского учителя Мухаммеда Маргилана. Он был талантливым юношей своего времени. Матлуба училась в стране знаний Коканда до 1926 года. В 1927 году перенесла учебу в женское учебное заведение в Ташкенте, а затем пошла по стопам своей сестры Махбубы Дадамухаммедовой и поступила в Узбекский педагогический институт в Москве. Там он постиг секреты поэзии у известных поэтов Чулпан, Боту, Шакира Сулеймана. Шокирджан Рахимий, Каюм Рамадан, Абдулхай Тоджиев получили удовольствие от беседы. Матлуба стал очень популярен, особенно во время просветительных вечеров узбекских студентов, читая зажигательные стихи Чулпан на патриотическую тему и сам сочиняя стихи на ту же тему. Эта слава о нем выходит за пределы страны Шоу и доходит до европейской прессы. И из-за этой "популярности" в Москве в газете "Комсомольская правда" была опубликована специальная статья против него, и в результате он был отчислен с учебы. Вскоре после этого Матлуба пишет петицию и возвращается к учебе, доказывая, что выдвинутые против него обвинения являются клеветническими. Это также было вызвано вмешательством узбекского правительства, с одной стороны, и обращением Матлубы в посольство Италии за получением гражданства - с другой.
Как будто советское правительство нашло решение проблемы, закрыв узбекское учебное заведение.
Матлубачон, с другой стороны, продолжил учебу, поступив в Московский музыкальный техникум, не возвращаясь в Ташкент. В 1929 году познакомился с Васиком Мухаммедовым, студентом Ленинградского архитектурного института. В 1933 году приезжает в Ташкент, где Васик Мухаммедов женится на Матлубе. Васик Мухаммедов (1905-1938) был в свое время гордостью "образцовой" школы Мунавваркори, участником "Чихатой гурунги" Фитрата, активистом ассоциации "Помощь". Он был одним из несравненных молодых людей своего времени. Даже в самые сладкие моменты жизни Васика Мухаммедова и красавицы Матлубахан главный тоталитарный режим Сталина наложил свою уродливую лапу. Заключенный в тюрьму 17 декабря 1937 года, Васиг Мухаммедов был расстрелян 5 октября 1938 года. 17 января 1938 года Матлуба Мухаммад, студент 3-й ступени Ташкентского медицинского института, также был заключен в тюрьму. На первом допросе 19 января он заявил, что супруга не имеет вины перед государством и народом. На втором допросе 21 февраля 1938 года ее сестра Махбуба и ее супруг Саттор Джаб Бор, химик, получивший образование в Германии, также заявили о своей невиновности. Однако, несмотря на то, что ни один обвинительный приговор не был доказан, 17 мая 1938 года Матлуба Мухаммедова была приговорена Ташкентским областным судом к 10 годам тюремного заключения. Он отправляется в усольский лагерь холодной Сибири, где отбывает неправомерное наказание. 26 февраля 1940 года ходатайство Матлубы Мухаммедовой было повторно рассмотрено, и она была оправдана. Вернувшись на родину, он в годы войны окончил Медицинский институт. Его младший брат Фатхулла, который был заключен в тюрьму во время учебы в архитектурном институте в 1937 году, возвращается из своей тюрьмы в Воркуте после войны в критическом состоянии. Матлуба отправляется в Наманган за своим братом и исцеляет его. Только после смерти Сталина они вернутся в Ташкент. Матлуба Мухаммад много лет честно трудился на пути общественного здравоохранения, заслужив уважение эль-юрта. Давным-давно на Родине Матлуба Мухаммедова, чьи пламенные стихи заканчивались мечтой о независимости, своими глазами увидела независимость Узбекистана. Согласно воспоминаниям его племянников, в дни провозглашения независимости страны волнение нации обернулось пролитием бесконечной юношеской радости.
Матлуба Мухаммедова умерла в Ташкенте в 1998 году.
— Оказывается, девушки, которые учились за границей, стали одеваться как европейки, повлияв не только на философию джадидов, но и на их внешний вид. В частности, поведение молодых мужчин и женщин, вернувшихся с учебы из Германии, с большими изменениями в их мировоззрении, было в центре всеобщего внимания. На этом этапе, если вы также расскажете о новых проектах, которые наши женщины-джадиды уже реализовали за короткое время...
— В то время было много напряженности и дискуссий между древними и теми, кто вносил новшества в традиционные привычки. Естественно, древние составляли большинство в этом процессе. Это правда, что возражения против одежды, пропаганда газетной ереси, запреты на театр, неприятие новых жизненных возможностей в образе жизни и даже высказывания мнения против употребления блюда ложкой, поскольку это не в Сунне, вызвали серьезные споры в течение дня...
Теперь подумайте сами: разве не естественно было для наших джадидов быть пораженными тамошними техническими новшествами как представителей народа, владеющего мотыгой и фермерством, когда они поехали в Германию?..
Эти представители нашего народа, которые в то время делали муку в норе или на водяной мельнице, работали в ювозах, смотрели на огромные корабли в Европе, фабрики и заводоуправления, летающих в небе пилотов, поезда как на огромное явление. Все эти нововведения революционизируют мировоззрение джадидов, и вполне естественно, что эти странные реалии были написаны и пропагандировались в их статьях. Было очень-очень желательно, чтобы такие перемены произошли на их собственной земле. Они стремятся вдохнуть новое дыхание в каждую отрасль, в которой они работают. Их статьи публикуются в мировой прессе. Бехбуди и Исхахан, которые раньше самих себя побывали за границей и наслаждались дуновением прогресса, убеждены, что то, что они говорят, не является ложью, как урок Торы.
Изменения и обновления в психике джадидов сами по себе вызывают стимул даже у молодежи того времени. Джадиды, которые, конечно, чувствовали потребность в продвижении науки, развитии мысли, начали действовать бесстрашно.
Хотя они рисковали своими жизнями, они выступали за сближение с Европой.
- Важно отметить, что джадиды начали реализовывать новые проекты в тех областях, в которых они действовали. В частности, выяснилось, что Хайринисо Маджидханова вернулась из Германии, чтобы организовать обследование детей в отдаленных деревнях, новые методы лечения вызвали большой ажиотаж. А Дилоро Юсупова, первая женщина-юрист, была первой узбекской женщиной в рядах интеллектуалов, основавшей узбекскую юридическую школу. Не так ли?
- Осенью 1922 года среди 16 студентов, зачисленных обществом "Опора" Республики Туркестан на учебу в Германию, выделяется Хайринисо Маджидхонова.
Посещая обычную школу для девочек в то время, когда она сама сталкивается с серьезным противодействием, их поездка далеко за границу для получения образования оценивается зие Ли как огромное мужество. Даже по случаю отъезда молодого поэта Боту Хейнисо в Германию стихотворение "Будь осторожна, прекрасная птица" заканчивается.
Хайринисо сначала училась в Новой школе в Мирободе и изучала русский и немецкий языки. На формирование ее мировоззрения оказала влияние туркестанская джадидская пресса, а также ее сестра Ойпошшахон, которая в это время училась в первой узбекской женской стране знаний. Статья Хайринисо Маджидхановой, опубликованная в газете "Туркестан" в 1922 году, включала мечты девушки, которой только что исполнилось 17 лет, о перспективах своей родины. Вы читаете статью, прежде всего, естественно, что многие удивлены тем, насколько широко мышление узбекской девушки, жившей в начале прошлого века, насколько остро она чувствует себя перед судьбой Родины. Автор отметил, что "ситуация с благовониями в зоне мировой торговли Туркестана оставалась на фундаментальном уровне с XVII века... В начале 20-го века наш тюркский мир спал спокойно, пока народ Ирана, который все еще был соседом, поливался политическими мнениями и проливал кровь на пути к промышленной стагнации и избавлению от влияния чужаков на их собственную экономику... Из России пришла только железная дорога, и торговая зона расширилась... Из этого ясно, что если есть караванный путь, который прошел через нашу землю, который сделал нашу землю светлой, то это славный путь, который делает наши перспективы светлыми и который делает нашу страну центром мировой торговли. Они расширяют нашу торговлю, дают нам богатство и процветание и открывают нам возможность остановить стагнацию крупной промышленности".
Хайринисо Маджидханова получила свидетельство о среднем образовании в 1923-1924 годах, обучаясь в школе "Изучение немецкого языка для иностранцев" в Берлине. В 1924-1926 годах он учился по направлению немецкого языка и литературы в Учительской семинарии в Дармштадте.
Затем он провел два года практики в учебных заведениях Берлина, получив диплом о среднем специальном образовании. В дополнение к своей педагогической практике в Берлине он также учился в известной частной школе доктора Феккельмана по подготовке медицинского персонала. Хайринисо Маджидханова вернулась в нашу страну в 1928 году и изо всех сил внедряла в жизнь все новшества, полученные в области медицины. Даже детское обследование, которое организовало обследование здоровья детей в отдаленных деревнях, получило признание многих наших соотечественников. Однако Хайринисо Маджидханова Навгирон, следовавшая путем великих целей, в возрасте 32 лет попала в водоворот кровавых репрессий тоталитарного режима. 13 сентября 1937 года он был заключен в тюрьму по ложному обвинению в том, что "он учился в Германии в 1922-1928 годах и вернулся на территорию СССР в 1928 году в качестве шпиона". Печально известный "тройной" процесс, состоявшийся 9 октября 1938 года, вынес ему смертный приговор, несмотря на то, что ни одно из обвинений не было доказано.
Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Первая узбекская женщина-юрист Дилоро Юсупова, с другой стороны, оставила неизгладимый след в нашей истории вместе со своим отцом Собирджоном Юсуповым, который при создании Первой школы юристов нашей страны проявил страстный интерес к юриспруденции. Жизнь Дилоро Юсуповой была отмечена преследованиями из-за политических взглядов ее отца. Бухарская народная Республика отправила его учиться в Москву, несмотря на очень юный возраст в 1922 году. Там он получил образование в Узбекском педагогическом институте. В 1926 году Дилоро Юсупова начала работать в районном комитете Ташкентского комсомола.
На данный момент он поступил на юридический факультет Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и продолжал свое образование до 1929 года. Дилоро окончила институт в 1929 году и была направлена на работу по путевке в Самарканд. Он проработал там год в департаменте управления водными ресурсами.
Дилоро Юсупова познакомилась в Самарканде еще в Москве, когда вышла замуж за Мухаммаджана Муминова (1903-1938) из Намангана, который был судьей Верховного суда Узбекской ССР. Мохаммаджан успешно защитил дело дип Лома, написанное в конце 1928 года ida на тему "прокурорский надзор в системе управления страной", окончив университет с красным дипломом. Он приехал в Самарканд в 1929 году и стал членом коллегии Верховного суда Узбекистана. С 1931 года он был начальником отдела в народном комиссариате юстиции ОЗССР, в 1932-1935 годах он был директором социалистического института строительства и исследования права. Позже M.Mo по инициативе Минова на базе того же института был создан юридический институт.
За короткое время благодаря его энтузиазму было выпущено множество юридических словарей, журналов, книг. В частности, выяснилось, что книга 1932 года "На фронте теории государства и права" вышла из печати и вызвала сенсацию. Дилоро Юсупова изначально, по рекомендации Мухаммаджана, готовилась к поступлению в аспирантуру. Когда в 1931 году они переехали в Ташкент, он поступил в Научно-исследовательский институт советского права. В декабре 1934 года, после сдачи экзаменов на окончание института, он был направлен на работу в прокуратуру республики с путевкой. После испытательного срока Дилоро был назначен на должность помощника прокурора Республики Узбекистан с 1935 года. Молодая семья была вне себя от счастья. Несмотря на противоречия в работе, упреки завистников, они каждый день спорили из-за новых идей, работ. На их груди растут их дети Марат и Сурайя. 29 марта 1937 года неизвестные постучали в дверь дома 11 по Уездной улице в тун Алламахали. Показывая свой заказ в руке M.Mo "они поселили минов в "Черном вороне". 22 сентября 1937 года Дилоро Юсупова, 25-летняя помощница прокурора, также была арестована как жена "врага народа" Мухаммаджана Муминова, которая скрывала троцкизм своего мужа, контрреволюционную деятельность. Его 6-летний сын Марат и 4-летняя дочь Сурайя отправились в детский дом. 4 октября 1938 года Мухаммаджан Муминов был застрелен с клеветническим высказыванием лидеров московской демонстрации 1927 года. За этим последовал судебный процесс над Дилоро Юсуповой 14 марта 1939 года, когда уголовное дело было приостановлено, придя к выводу, что признаков преступления, предусмотренного статьей 68 УК ОССР, обнаружено не было. 19 марта 1939 года он был освобожден из тюрьмы после того, как получил обиду за то, что никогда не рассказывал о пытках и допросах, которым он подвергался во время следствия. На допросе 2 июня 1956 года юрист Олима Хадича Сулайманова говорит о своем наставнике Мухаммаджане Муминове и Дилоро Юсуповой: "Этот человек был директором, когда я училась в институте советского права в 1932-1935 годах. M.Mo "все любили лекции Минова и слушали их. Он был в свое время единственным узбекским юристом с высшим образованием, настоящим ученым.
Жизнь была нелегкой для несравненного таланта и его невероятно образованной и талантливой супруги. Их энтузиазм, их знания всегда были причиной зависти других. M.Mo "минов и Дилоро Юсупова смогли обеспечить нашу страну необходимой национальной армией юристов, оставив после себя целую школу узбекских юристов".
Здесь мы говорим об узбекской науке, о нескольких наших женщинах-интеллектуалках, которые были увлечены путем процветания эль-юрта. На самом деле их было гораздо, гораздо больше. К сожалению, мы пока ничего не знаем о таких женщинах-джадидках, которые проявили самоотверженность плечом к плечу с нашими дедами-джадидами, подвергшимися репрессиям прежнего режима. В последующие годы, по инициативе нашего президента, особое внимание уделяется изучению, пропаганде движения джадидизма и его проявлений, которые являются важной частью нашей национальной истории. Итак, в ближайшие годы мы верим, что вся правда об этом будет выяснена и правосудие восторжествует.
Беседовал корреспондент "Нового Узбекистана".