В стране на новый уровень выходят реформы, направленные на дальнейшее повышение уровня жизни нашего народа, приведение качества образования в соответствие с передовыми мировыми стандартами, достижение устойчивого экономического роста и сокращение бедности. Важным программным документом в этом отношении стал Указ Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2023 года “О государственной программе по реализации новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы в”год человеческого внимания и качественного образования”.
Государственная программа включает семь приоритетных направлений, направленных на повышение ценности человека и дальнейшее укрепление свободного гражданского общества, обеспечение справедливости и верховенства закона, ускорение экономики, проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала, укрепление потенциала безопасности и обороны нашей страны, проведение открытой, прагматичной и активной внешней политики.
Познакомившись с программой, мы увидим, что она народная и жизнерадостная. В частности, с 1 июля 2023 года во всех государственных органах и организациях будут установлены меры по повышению качества обслуживания населения и предпринимателей. Это приводит к увеличению количества государственных услуг удаленно, с помощью мобильных приложений, и уменьшению суммы взимаемых платежей. В то же время излишки необходимых документов устраняются, а процесс проверки и сроки резко сокращаются. В результате количество предоставляемых государственных услуг увеличится до 300, а количество услуг, предоставляемых через единый интерактивный портал государственных услуг, - до 570.
Осуществляется предоставление социально незащищенным слоям населения государственных услуг в сфере миграции и оформления гражданства с выездом на постоянное место жительства или временного пребывания без взимания дополнительной платы за оказанные услуги. Государственные услуги по проведению сверки счетчиков расхода электроэнергии, газа и воды оказываются без ожидания обращения гражданина. Это, в свою очередь, не дает гражданам тратить лишнее время и ресурсы.
Еще одним примечательным моментом является то, что с 1 сентября 2023 года все услуги, связанные с предоставлением субсидий населению и субъектам предпринимательства, будут поэтапно переведены на единую электронную платформу предоставления субсидий населению и субъектам предпринимательства. Будет запущена система онлайн-проверки целесообразности выделения субсидий через электронную платформу. При этом заявки на предоставление субсидий подаются через Единый портал интерактивных государственных услуг или любые районные (городские) центры государственных услуг, что обеспечивает устранение излишних бюрократических барьеров и других коррупционных факторов.
Реформы приобретают народнический характер, главная цель которых-обеспечение человеческой ценности. Поэтому особое внимание уделяется созданию достойных условий жизни и современной инфраструктуры для каждого гражданина, квалифицированному медицинскому обслуживанию, качественному образованию, системе социальной защиты, здоровой экологической среде. Для достижения этих благородных целей актуальной задачей является эффективное использование огромного потенциала Института соседства, уникальной в мире демократической структуры, дальнейшее расширение его компетенции, в результате чего район становится важнейшим звеном общества.
Особое значение имеют планы программы по усилению участия граждан в жизни своей махалли и налаживанию прямых связей между государственными органами и махаллями. В частности, путем создания центра” Цифровая махалля “и внедрения информационной системы” социальная махалля “будет создана информационная система, которая будет направлять в соответствующие государственные органы и организации результаты опросов по изучению существующих проблем жителей и предпринимателей махалли” хонадонбай", а также информацию о принятых мерах. Также в систему заносится информация о помощи семьям, женщинам и молодежи, включенная в” железную тетрадь“,” женскую тетрадь“,”молодежную тетрадь".
Ведется карта кварталов с указанием их территории, площади, инфраструктуры, границ, единой базы расположения квартир, номеров и названий улиц. Путем систематического изучения проблем, с которыми сталкиваются граждане, разрабатываются предложения с реальными решениями и принимаются меры, направленные на решение существующих проблем. Через информационную систему” социальная Махалла “и межведомственную интеграционную платформу системы” Электронное правительство " будет вестись единая база данных 40 видов информации.
С 1 июля 2023 года посредством внедрения системы” махаллинский бюджет " во всех районах и городах махаллям будет направлено до 800 миллиардов сумов на самостоятельное решение своих проблем и реализацию социальных проектов. В качестве эксперимента система “махаллинский бюджет” будет внедрена в 14 районах, а с 1 июля-во всех районах (городах). Повышение роли махалли в решении социально-экономических вопросов на местах с точки зрения жизненного опыта и государственной власти является актуальной задачей. Поэтому махаллям предоставляется право вносить предложения на рассмотрение в повестку дня заседаний советов местных представительных органов, участвовать в разработке и обсуждении соответствующих проектов решений.
Решение территориальных проблем положительно сказывается на эффективности масштабных реформ в масштабах страны. Поэтому необходимо наладить управление качеством в местных представительных органах. В качестве эксперимента принимается предложение об организации деятельности председателей комиссий областных и городских кенешей народных депутатов на постоянной основе. Также важно обеспечить участие постоянных комиссий областных и ташкентских городских кенешей в разработке программ социально-экономического развития территорий и их реализации для принятия решений в интересах народа.
В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и поддержки пенсионеров с 1 января 2024 года срок выплаты пенсии, начисленной пенсионеру, но не полученной в срок, будет продлен с 12 до 24 месяцев. С другой стороны, установление инвалидности будет разрешено с 1 апреля 2023 года без участия граждан при заболеваниях и осложнениях с четко выраженными признаками инвалидности, анатомическими дефектами, а также неблагоприятным клиническим прогнозом с целью создания дополнительных льгот для граждан. При этом инвалидность определяется на основе межведомственного электронного обмена данными. К 1 апреля 2023 года будет разработан проект концепции поэтапного перехода к социальной модели установления инвалидности. В нем отражена система установления инвалидности на основе мировых стандартов и социальной адаптации к жизни и восстановлению здоровья лиц с ограниченными возможностями. Для лиц с ограниченными возможностями будет предоставлен доступ к информационным технологиям в удобных форматах, языку жестов и другим альтернативным формам общения.
Цели расширения практики” инициативного бюджетирования " и финансовой независимости кварталов имеют особое значение. Сум Сум с 2023 года планируется направить 8 трлн сумов из государственного бюджета на финансирование проектов, формируемых на основе общественного мнения, из них 4 трлн сумов-на программы “Обод авыл” и “Обод махалла”. В 2023 году из государственного бюджета будет выделено 4 трлн сумов на финансирование мероприятий, реализуемых в рамках программ проектов по развитию инфраструктуры махалли. В результате объем средств, выделяемых на эти мероприятия, будет увеличен почти в 2 раза. В завершившемся 2022 году на эти мероприятия было выделено 4,3 трлн сумов.
В целях удовлетворения спроса населения на жилье ежегодный объем строительства нового жилья в массивах “новый Узбекистан” и 161 другом массиве, в том числе частными подрядными организациями, будет увеличен в 1,6 раза и достигнет 90 тысяч. При этом обеспечивается обязательное возведение автостоянок, в том числе многоэтажных и подземных, при проектировании и строительстве жилых, социальных и торговых объектов. Из государственного бюджета выделяются средства на ипотечное кредитование на основе рыночных принципов 32 тыс. граждан, а также субсидии на возмещение части первоначального взноса и процентных платежей 11 тыс. граждан. Также в рамках нового порядка обеспечения населения жильем для граждан, не имеющих жилья на праве собственности, в Ташкентской области в качестве эксперимента будет разработана и реализована программа “Мой первый дом”.
Начиная с программы развития социальной и производственной инфраструктуры на 2024 год, планируется внедрение практики включения в данную программу объектов социальной и инженерной инфраструктуры, предложенной государственными органами, по количеству голосов, полученных в ходе голосования на портале “Открытый бюджет”. В результате объем средств, распределяемых через инициативный бюджетный процесс, увеличится на 15 трлн сумов с 8 трлн сумов до 23 трлн сумов. Будет создана и внедрена в практику совершенно новая система финансирования проектов на основе общественного мнения и голосов, собранных на портале” Открытый бюджет". При этом особое внимание будет уделено внедрению конкретных механизмов организации процессов голосования беспристрастно и без административного вмешательства.
Развитие образования и науки как важного фактора достижения прогресса является одной из главных целей наших реформ. Поэтому государственной программой также определяются цели повышения качества образования, реформирования отрасли на основе передового зарубежного опыта. Согласно ему, с 1 сентября 2023 года в одном общеобразовательном учреждении каждого района (города) будет поэтапно налажена практика обучения учащихся двум иностранным языкам и одной профессии. В частности, французский язык преподается в 76 школах, немецкий-в 76, английский-в 37, Корейский-в 10, китайский-в 6 и японский-в 3 школах в качестве второго иностранного языка. Также учащихся с 10 класса обучают 64 рабочим профессиям, предпринимательству в 21 сфере, 10 профессиям в сфере ИТ и “креативной индустрии”. В этот процесс вовлечены молодежные лидеры и известные в регионе предприниматели.
С 2023/2024 учебного года во всех областях и городе Ташкенте будет налажено бесплатное питание учащихся начальных классов. На эти цели будет выделено около 2,7 триллиона сумов и охвачено 2,5 миллиона учащихся. В 2022 году в республике Каракалпакстан и Хорезмской области этой системой охвачено 273 тысячи учащихся.
В целях развития системы профессионального образования, подготовки квалифицированных кадров среднего звена, соответствующих требованиям рынка труда и работодателей, с 2023/2024 учебного года государственные гранты будут выделяться также по двойной форме обучения колледжей и техникумов. В результате в текущем году на основе государственного гранта на двойную форму обучения будет принято не менее 5,7 тыс. учащихся. Из опыта европейских стран известно, что в форме двойного обучения учащийся получает теоретические знания в профессиональном учебном заведении и одновременно закрепляет навыки, осуществляя трудовую деятельность на производственном предприятии.
В рамках программы также определены приоритетные направления по укреплению справедливости и верховенства закона, обеспечению безусловного соблюдения прав и свобод человека. В частности, в Законодательную палату Олий Мажлиса будет внесен законопроект, направленный на передачу от прокуроров судам полномочий по санкционированию обысков, прослушивания телефонных разговоров и запоминания имущества с целью дальнейшего расширения практики применения института” Хабеас корпус " в процессе расследования преступлений. Также в законопроекте отражены такие нормы, как введение порядка представления уголовного дела в суд вместе с обвинительным заключением (обвинительным актом) и мнением защитника, отмена требования иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет для получения лицензии, дающей право заниматься адвокатской деятельностью.
До 1 сентября 2023 года в республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте с привлечением квалифицированных зарубежных экспертов будет налажена деятельность 1 образцового профессионального образовательного учреждения, полностью отвечающего требованиям Европейской системы профессионального образования и обеспечения качества профессионального обучения. В результате образцовые профобразовательные учреждения будут созданы совместно с Комиссией Европейского Союза, Немецким обществом международного сотрудничества (GIZ), банком Kfv, посольством Швейцарии в Узбекистане, южнокорейским фондом EDSF. Этим учреждениям разрешается самостоятельно устанавливать учебные планы и программы, форму и продолжительность обучения для внедрения современных стандартов. Также в каждом учреждении будут привлечены по 4 иностранных эксперта, а в одном общеобразовательном учреждении каждого района (города) будет поэтапно налажена практика обучения учащихся двум иностранным языкам.
Сложившаяся сегодня ситуация показала, что работа по правильному и эффективному использованию энергоресурсов по-прежнему актуальна. Учитывая важность энергоснабжения и эффективного использования энергоресурсов в обеспечении экономической стабильности, ставятся цели по созданию условий для внедрения системы использования альтернативных источников энергии. По его словам, мощность составляет 20 кВт. а ниже-солнечные, ветровые и биогазовые электростанции с низким (0,23-0,4 кВт.) устанавливается, что для подключения к напряженным электросетям не требуется получение технического задания. Мощность 20 кВт.для подключения к сети солнечных фотоэлектрических станций до получения технических условий существуют договорные процедуры. После того, как эта процедура будет запущена, люди, желающие установить устройства из возобновляемых источников энергии, получат удобство.
С 1 сентября 2023 года на организации, годовой объем которых составляет более двух тысяч тонн условного топлива или энергоресурсов, эквивалентных более чем тысяче тонн моторного топлива, будет возложена обязанность обеспечивать не менее 30% своего энергопотребления за счет возобновляемых источников энергии. Благодаря этому достигается экономия электроэнергии не менее 1,2 млрд. кВтч. Требование о приобретении "зеленых" сертификатов в размере, пропорциональном доле недостающей энергии, вводится организациями, не выполнившими требования по минимальному количеству энергии, которое должно быть получено за счет возобновляемых источников энергии. Такое требование стимулирует организации к повышению энергоэффективности, а доходы от продажи сертификатов направляются на развитие “зеленых” технологий. В случае невыполнения требования о переводе 30% от общего потребления на возобновляемые источники энергии, данная организация для достижения этой цели будет использовать недостающую долю энергии в размере, пропорциональном каждому 1 МВт. покупает один “зеленый” сертификат.
С 1 июля 2023 года будет налажена практика поставки природного газа на АЗС только при наличии системы онлайн-учета объема газа, программы, обеспечивающей точный учет количества проданного газа и интегрированной в базу данных Министерства экономики и финансов. В результате через систему онлайн-учета формируется системный мониторинг за расходом природного газа на объектах, предотвращение случаев его незаконного использования.
С 1 сентября 2023 года на бюджетные организации возложена обязанность по установке солнечных батарей и коллектора горячей воды, а к 2026 году будет обеспечен поэтапный переход 60% энергопотребления их помещений на “зеленую” энергию. Это позволит государственным органам и организациям в 2023 году сэкономить 448,7 млн. кВтч электроэнергии за счет перевода 30% энергопотребления на “зеленую” энергию, а в 2026 году-в среднем 897,4 млн. кВтч за счет перевода 60%.
Говоря о ресурсах, стоит отдельно остановиться и на вопросе воды. В рамках программы в целях устойчивого обеспечения сельского хозяйства водными ресурсами предусмотрены отдельные меры по снижению естественных потерь в водоснабжении до 10 процентов за счет внедрения бесперебойной системы управления водными ресурсами и внедрения экономичных цифровых технологий. Благодаря широкому внедрению цифровых технологий в управление водными ресурсами, использованию водосберегающих технологий, своевременному проведению необходимых ирригационных и мелиоративных мероприятий можно сэкономить не менее 7 миллиардов метрических кубов воды и направить ее на орошение повторяющихся культур на площади 300 тысяч гектаров.
За счет повышения ставки налога на объем воды, используемой для орошения сельскохозяйственных угодий и рыбоводства, часть поступлений по водному налогу будет направлена на развитие ирригационных услуг в районах, бетонирование канав, канав и каналов.
В целях внедрения системы учета воды и обеспечения ее открытости все расходы, связанные с цифровизацией 13 тысяч объектов водного хозяйства, финансируются за счет средств государственного бюджета и грантов международных финансовых институтов. Будут разработаны и утверждены меры по модернизации 16 крупных насосных станций на основе государственно-частного партнерства.
Мы остановились на некоторых направлениях из программы. В целом, практическая реализация государственной программы, принятая в результате широких дискуссий на основе предложений, необходимых для достойной жизни нашего народа и процветания нашей страны, послужит нашему общему развитию и принесет благополучие в жизнь нашего народа.
Надир Джумаев,
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
доктор экономических наук, профессор