Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

О мерах по организации деятельности Комитета по туризму Республики Узбекистан и ускоренному развитию сферы туризма



В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2025 года № УП–217 «О мерах по созданию системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма», в целях обеспечения системного и устойчивого развития сферы туризма в качестве стратегически важного сектора экономики, дальнейшего совершенствования государственного управления, повышения качества оказываемых услуг в сфере, а также обеспечения конкурентоспособности национальных туристских продуктов на мировом рынке постановляю:

I. Цели

1. Определить основными целями развития сферы туризма до 2030 года:

(а) доведение доли сферы туризма в валовом внутреннем продукте с нынешних 3,5 процента до 7 процентов;

(б) доведение ежегодного количества иностранных туристов с нынешних 10 млн человек до 20 млн человек, в том числе увеличение потока туристов с высокой платежеспособностью;

(в) повышение годового объема экспорта туристских услуг более, чем до 6 млрд долларов США;

(г) улучшение транспортного сообщения между туристическими городами Узбекистана, увеличение количества внутренних авиасообщений и сокращение времени в пути минимум в 3 раза;

(д) увеличение количества 4- и 5-звездочных гостиниц в 2 раза;

(ж) полное задействование туристического потенциала республики путем диверсификации туристских услуг и продуктов;

(з) создание широко узнаваемого в мире туристического бренда Узбекистана и внедрение новых инструментов для продвижения национальных туристских продуктов.

II. Совершенствование государственного управления в сфере

2. Утвердить:

(а) Основные направления деятельности Комитета по туризму Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

(б) Организационную структуру Комитета по туризму Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

3. Установить, что:

(а) Комитет по туризму Республики Узбекистан (далее – Комитет) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику по регулированию и развитию сферы туризма;

(б) Комитет вправе принимать нормативно-правовые акты общеобязательного характера в пределах своих полномочий;

(в) председатель Комитета:

(i) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан в установленном порядке;

(ii) несет персональную ответственность за надлежащую и эффективную организацию деятельности Комитета и организаций в его системе, ориентирование посредством этого их деятельности на результативность, а также обеспечение безусловного и полноценного достижения целевых показателей, определенных в этом направлении;

(г) Комитет является правопреемником Комитета по туризму при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата по правам и обязательствам.

III. Повышение туристического потока

4. В целях продвижения национальных туристских продуктов в мире:

(а) ввести должность заместителя председателя Комитета по продвижению национальных туристских продуктов;

(б) образовать представительства Комитета в зарубежных странах (далее – представительства) согласно приложению № 3;

(в) определить, что представительства осуществляют задачи, предусмотренные приложением № 4, в государствах, в которых они будут осуществлять свою деятельность;

(г) определить заместителя председателя Комитета по продвижению национальных туристских продуктов, несущим персональную ответственность за координацию деятельности Государственного учреждения «Национальный PR-центр» и представительств, а также эффективный маркетинг национальных туристских продуктов.

5. Комитету внести в Кабинет Министров:

(а) совместно с Министерством иностранных дел, Министерством транспорта и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок – детально разработанные предложения по:

(i) расширению перечня государств, с которыми устанавливается безвизовый режим для въезда на территорию Республики Узбекистан, упрощению процедур въезда и пребывания на территории Республики Узбекистан;

(ii) развитию туристско-транспортной логистики республики;

(б) совместно с Агентством стратегического развития и реформ в срок до 1 марта 2026 года – проект Стратегии развития сферы туризма Республики Узбекистан до 2040 года;

(в) совместно с Министерством цифровых технологий и Министерством экономики и финансов до 1 апреля 2026 года – проект Маркетинговой стратегии на рынках туристских услуг до 2030 года, предусматривающей:

(i) продвижение национальных туристских продуктов в зарубежных странах с активно путешествующим населением;

(ii) широкое внедрение системы таргетированной рекламы в сфере туризма.

6. Фонду развития культуры и искусства совместно с Агентством культурного наследия, Комитетом в целях задействования дополнительных возможностей по привлечению туристов реализовать в 2026–2028 годах следующие проекты и меры:

(а) проект «Путь наследия Самарканда» по организации туристического маршрута протяженностью 6,6 км, связывающего самые важные исторические объекты в городе Самарканде;

(б) преобразование комплекса «Ичан-Калъа» в городе Хиве в единственный в мире иммерсивный и «умный» город-музей с гармонизацией образа жизни населения, торговых пунктов, точек обслуживания и системы коммуникации с исторической средой;

(в) по городу Ташкенту:

(i) предоставление материалов по включению памятников модернизма в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;

(ii) достижение признания в мировом масштабе как города с наибольшим количеством мозаик.

7. Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Комитетом и органами государственной власти на местах принять меры по привлечению всемирно известных брендов одежды в торгово-развлекательные комплексы и созданию на окраинах (вокруг) городов современных аутлет-центров, основанных на национальном архитектурном стиле, в следующем порядке:

(а) на первом этапе (до 2030 года) – в городах Ташкенте, Самарканде, Бухаре и Хиве;

(б) на втором этапе (начиная с 2030 года) – в других населенных пунктах с высоким туристическим потенциалом.

IV. Государственная поддержка сферы туризма

8. Установить порядок, в соответствии с которым:

(а) с 1 февраля 2026 года возврат суммы налога на добавленную стоимость при выезде с территории Республики Узбекистан, уплаченного за ранее приобретенные товары иностранными гражданами по их желанию может быть осуществлен в наличной форме;

(б) с 1 марта 2026 года за счет средств Фонда поддержки туризма (далее – Фонд):

(i) ежегодно на 10 лучших проектов выделяются субсидии в размере 50 процентов расходов, связанных с разработкой и внедрением туристических стартапов – новых видов туристских услуг, но не более 1 млрд сумов;

(ii) покрывается 50 процентов расходов гостиниц, связанных с получением международно признанных «зеленых» сертификатов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Кабинетом Министров;

(в) с 1 апреля 2026 года внедряется порядок возврата 50 процентов суммы налога на добавленную стоимость, уплаченную субъектами предпринимательства, организовавшими международные конференции и мероприятия (MICE-туризм) и привлекшими к ним не менее 100 зарубежных туристов, при организации ими данных мероприятий;

(г) на срок до 1 января 2027 года с соблюдением порядка, предусмотренного приложением № 5 к настоящему постановлению:

(i) автобусы, электробусы и микроавтобусы, импортируемые субъектами сферы туризма, освобождаются от таможенной пошлины;

(ii) туроператорам, зарегистрированным в Республике Каракалпакстан и имеющим лицензию, при импорте транспортных средств с высокой проходимостью двигателя объемом не менее 2,4 литра для организации экстремальных туров в порядке исключения разрешается уплачивать таможенную пошлину и утилизационный сбор в размере 25 процентов от действующей ставки в рассрочку в течение 3 лет;

(iii) разрешается выдача одного сертификата для автобусов, электробусов и микроавтобусов, импортируемых субъектами сферы туризма, независимо от их количества;

(д) на срок до 1 января 2030 года субъекты предпринимательства, начавшие строительство гостиницы с привлечением бренда, входящего в рейтинг топ-50 компании «Brand Finance», и имеющие предварительные соглашения с брендом, освобождаются от уплаты таможенной пошлины за оборудование, технику, транспортные средства, мебель и инвентарь, ввозимые при строительстве и оснащении гостиницы в соответствии с требованиями данного бренда.

9. Установить, что:

(а) Комитет является ответственным государственным органом, координирующим возврат зарубежным кинокомпаниям части расходов при создании своих фильмов на территории республики («Rebate»);

(б) сумма расходов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, покрывается за счет средств Государственного бюджета в размере:

(i) 10 процентов – если сумма расходов составляет до 3 млрд сумов;

(ii) 15 процентов – если сумма расходов составляет от 3 млрд сумов до 5 млрд сумов;

(iii) 20 процентов – если сумма расходов составляет от 5 млрд сумов до 10 млрд сумов;

(iv) 25 процентов – если сумма расходов  превышает 10 млрд сумов, но не более 4 млрд сумов за один фильм;

(в) с 1 марта 2026 года внедряется порядок оплаты за создание части (эпизода) фильмов, прямо или косвенно демонстрирующих туристическую привлекательность, историко-культурное наследие и иные важные позитивные стороны Республики Узбекистан (в том числе на территории Республики Узбекистан, в собственных павильонах или с помощью компьютерной графики), путем проведения переговоров с авторитетными зарубежными кинокомпаниями, за счет средств Фонда.

V. Цифровизация сферы туризма

10. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 июля 2026 года:

(а) посредством запускаемой Единой национальной платформы туризма и ее мобильного приложения:

(i) подключение туристической электронной SIM-карты и регистрация по месту временного пребывания зарубежных туристов осуществляются на основе их согласия в проактивной форме с интеграцией данных, собираемых при пересечении Государственной границы;

(ii) создается возможность составления направления путешествия, выбора наиболее оптимального маршрута и вида транспорта, онлайн-бронирования и покупки билетов с интеграцией всех видов транспорта независимо от формы собственности;

(iii) внедряется система «единый билет» с возможностью онлайн-покупки билета на все туристические объекты, на которых введено билетное хозяйство, в том числе в музеи, на объекты культурного наследия, культуры, развлечения и досуга;

(iv) запускается система «цифрового гида» для проведения экскурсий, позволяющая предоставлять информацию о туристических объектах посредством интерактивных карт, планшетов, «аудиопомощника», «видеопомощника» и онлайн-трансляций;

(v) средства от туристического (гостиничного) сбора, взимаемого со стороны средств размещения с зарубежных и местных туристов, перечисляются напрямую в Фонд посредством биллинговой системы в автоматическом порядке;

(б) передача населением в аренду дач осуществляется путем оформления в упрощенном порядке на имя одного лица с указанием количества отдыхающих в форме «вместе со мной» посредством мобильного приложения «Soliq».

11. Внедрить до конца 2026 года в рамках Единой национальной платформы туризма систему искусственного интеллекта и анализа больших данных, предусматривающую такие возможности, как анализ потока туристов (по категориям) на территорию республики и их предпочтений, создание персонализированных маршрутов и предложений, а также формирование цен и распределение ресурсов, с ее интеграцией с аппаратно-программным комплексом «Безопасный город».

VI. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере

12. В целях повышения качества туристских услуг организовать в Самаркандском кампусе Международной академии туризма под эгидой Всемирной туристской организации учебные курсы по повышению квалификации (до 1 месяца) и переподготовке (до 8 месяцев) работников субъектов сферы туризма.

VII. Оптимизация расходов Фонда

13. Установить, что с 1 января 2026 года:

(а) образуется совет Фонда и финансирование проектов, по которым отсутствует его положительное решение, считается нарушением бюджетной и сметно-штатной дисциплины, за исключением проектов, финансирование которых в актах Президента Республики Узбекистан определено за счет средств Фонда, и расходов, связанных с содержанием Комитета, в том числе организаций в его системе и территориальных подразделений;

(б) результативность проектов, финансируемых за счет средств Фонда, оценивается советом Фонда на постоянной основе;

(в) размер средств, подлежащих перечислению в Фонд обеспечения безопасного туризма при Министерстве внутренних дел за счет поступлений от туристического (гостиничного) сбора, уменьшается с действующих 10 процентов до 5 процентов.

14. Комитету совместно с Министерством экономики и финансов в месячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложение по отмене отчислений в министерства и ведомства за счет источников Фонда.

VIII. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления

15. Утвердить «Дорожную карту» по ускоренному развитию туризма и совершенствованию государственного управления в данной сфере согласно приложению № 6.

16. Организовать при Департаменте по креативной экономике и туризму Администрации Президента Республики Узбекистан деятельность Штаба реформ в сфере туризма.

17. Установить, что:

(а) Штаб реформ в сфере туризма принимает меры по мониторингу и решению вопросов в сфере туризма, выявлению и задействованию новых возможностей в разрезе территорий, отраслей и крупных туристических объектов;

(б)  размеры и условия оплаты труда и материального стимулирования работников государственных органов и организаций, привлеченных (откомандированных) к деятельности Штаба реформ в сфере туризма, полностью сохраняются и в период служебной командировки к месячной заработной плате по их основному месту работы выплачивается надбавка в размере 20 процентов в пределах действующих утвержденных бюджетных параметров и внебюджетных средств бюджетных организаций.

18. Комитету внести в Кабинет Министров:

(а) в месячный срок – положение о Комитете по туризму;

(б) в двухмесячный срок – предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

19. Разместить Комитет по адресу: город Ташкент, улица Амира Темира, дом 107б.

20. Возложить на председателя Комитета по туризму персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

21. Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и начальника Департамента по креативной экономике и туризму Администрации Президента Республики Узбекистан Умерову Г.О.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев



  ...