В данной статье рассмотрены аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на политическую и социальную активность граждан, приведен анализ правовых основ регулирования деятельности граждан и их социальной активности в киберпространстве, а также рассмотрены отдельные примеры неправомерной социальной активности граждан и их последующая ответственность.
Ключевые слова: киберпространство, интернет, гражданская активность, правовое регулирование, электронное правительство.
За последние несколько десятков лет резко возросла роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании социальной активности граждан. Повсеместное внедрение ИКТ, в особенности Интернета, открыло новые возможности для доступа граждан ко многим государственным услугам, их участию в различных дискуссионных форумах, формированию системы онлайн-петиций для отстаивания определенных социальных взглядов и интересов, и другое.
Наряду с внедрением ИКТ растет интерес социума к последствиям применения данных технологий: к проводимым онлайн кампаниям, веб-сайтам отдельных организационных структур, услугам электронного правительства, электронному голосованию, широкому выбору предоставляемых электронных услуг и т.п. Наблюдается тенденция применения ИКТ для поддержки, контроля, структурирования и развития отношений между государством и гражданами. Зачастую предусматривается поведение граждан в узконаправленных контекстах и игнорируются последствия применения ИКТ для более широких теорий и практик гражданства [1].
Исследования взаимосвязи между использованием Интернета и социальной активности граждан выявили многочисленные эффекты, возникающие в результате различных действий в сети. Согласно исследованию С.Валенсуэла конкретные виды использования Интернета влияют на политическое участие, способствуя развитию послушных или актуализирующих норм гражданственности, т.е. люди, участвующие в использовании интернета по долгу службы, с большей вероятностью примут участие в голосовании по долгу службы, чем те, кто участвует в использовании интернета по актуализации. Эти результаты позволяют предположить, что онлайн-деятельность, отражающая специфические нормы гражданственности, часто предсказывает соответствующие формы политического участия граждан [2].
Правовые ограничения деятельности граждан в интернет пространстве. С появлением киберпространства, как своего рода нового общества, существенно изменились способы коммуникации и ведения человеческой деятельности. Следовательно, изменения социальных коммуникациях привели к изменениям в мировом праве. Информационные технологии привнесли права человека в сеть и теперь электронное правительство рассматривает права и обязанности отдельных лиц в киберпространстве. Это еще один жизненно важный элемент электронного или кибернетического общества.
Как отмечено в Постановлении Президента РУз № ПП-4366 «анализ текущего состояния сферы указывает на отсутствие оперативного и надлежащего реагирования на возникающие вызовы в медиа-пространстве, запросы общества на своевременное предоставление всеобъемлющей информации о широкомасштабных реформах в стране, что обуславливает необходимость существенного усиления работы в информационной сфере, вывода на качественно новый уровень деятельности пресс-служб государственных органов и организаций, средств массовой информации [3]. В связи с этим Узбекистан, наряду с мировым сообществом, продолжает развивать нормативно-правовую и законодательную базу в киберпространстве. Примерами этому могут послужить следующие изменения за последние несколько лет:
Анализ противоправного поведения отдельных граждан в социальных сетях, вызвавший широкое обсуждение. Любые воздействия деструктивного характера, оказывающие влияние на сознания людей и общество, должны контролироваться в рамках закона. В настоящее время многочисленные случаи неправомерного поведения пользователей и распространение заведомо ложной информации в сети Интернет освещаются средствами массовой информации с целью осведомления и предупреждения граждан о последующей ответственности за совершаемые ими противоправные действия в киберпространстве.
С глобальным ростом числа социальных сетей в Интернете цифровые инфраструктуры предлагают гражданам новые каналы для совместных высказываний и действий, тем самым повышая вовлеченность граждан в коллективные действия, в конечном итоге, гражданскую социальную активность. Информационно-коммуникационные технологии, Интернет в частности, оказывают значительное влияние на отношение и восприятие людей друг друга и структур управления. Суть человеческой идентичности остается той же, вне зависимости от сферы ее реализации, в реальном мире или же в мире виртуальном. Интернет настолько сильно влияет на функционирование идентичности, что это влечет за собой необходимость определения правовой базы и методов защиты, характерных только для цифровой идентичности пользователей. Правовые границы защиты пользователей и их ответственности будут наиболее заметны в вопросе противодействия нежелательному контенту.
В силу особой специфики объекта регулирования законодательство в сфере информации нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании, что обусловливает динамичность и высокую частоту внесения изменений в нормативно-правовые акты. При определении правовых границ необходимо каждый раз определять, какова цель определенной категории информации, относящейся к субъекту. Одним из критериев для определения этих границ является статус индивидуального или общественного субъекта, а также критерий информации, как индивидуальной, так и профессиональной.