“Конечно, многим местным чиновникам не нравится острый и критический контент [в прессе]. Они нарушают их мирное и беззаботное существование. Но открытость и свобода слова - это требование времени, требование реформ в Узбекистане”.
Шавкат Мирзиеев,
Президент Республики Узбекистан
В обществе, где не обеспечивается свобода слова и печати, нет никаких шансов для развития средств массовой информации, поскольку свобода слова и печати является одним из главных условий демократического развития и формирования гражданского общества. Таким образом, свобода слова и печати - это “сердечно-сосудистая” система демократии.
Статья 29 Конституции Республики Узбекистан предусматривает, что право каждого на свободу мысли и слова рассматривается как его личные права, что было реализовано на практике Законами “О гарантиях и свободах информации”, “О принципах и гарантиях информационных свобод“, "О защите журналистской деятельности”, “О средствах массовой информации”, “Об открытости деятельности органов государственной власти и управления” и многие другие. Так, было принято более 10 законов и более 100 правовых актов, направленных на развитие средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности, укрепление свободы слова и информации.
К сожалению, многолетнее удержание государства на расстоянии от свободы слова и прессы дало свои “результаты”. Узбекистан вошел в число государств с самым низким рейтингом свободы слова, прозрачности и прав человека. Серьезные расхождения между реальной и опубликованной статистикой, насильственное сокрытие фактов (принудительный труд, хлопковая монополия, плачевное состояние прав человека, обнищание населения и т.д.), попытки помешать усилиям прессы освещать факты в целом привели к тому, что Узбекистан считается авторитарным государством без свободы слова и торговли.. Это даже привело к введению ограничений на торговлю богатством и гордостью узбекской нации – узбекским хлопком. С первых дней президентства Шавкат Мирзиеев, чувствуя, что ситуация приближается к “красной черте”, и осознавая возможные последствия такой ситуации, уделял большое внимание развитию свободы слова. В результате пресса и средства массовой информации начали получать свободу.
Как мы можем почувствовать эти изменения? За последние 4-5 лет были сформированы независимые национальные интернет-издания, способные привлечь миллионную аудиторию. Было запущено множество частных теле- и радиоканалов. Если в 2019 году в государственных и негосударственных организациях насчитывалось 559 источников информационных услуг - официальные сайты, каналы в социальных сетях, - то к концу 2021 года это число достигло 2410. Введена практика незамедлительного реагирования министерств и других государственных ведомств на критические высказывания представителей СМИ, в том числе блогеров. Подтверждением вышесказанного может служить увеличение доли ответов государственных органов на критические материалы с 12% в 2018 году до почти 90% в 2020 году и почти 100% в 2021 году.
В Узбекистане появилась группа блогеров, которая не боится раскрывать проблемы с количеством подписчиков больше, чем у какого-либо официального издания. Примечательно, что в 2000-х годах на журналистов оказывали давление и запрещали говорить правду, но сегодня блогер, который раскрывает проблемы и проблемы, получает вознаграждение от государства. Теперь журналистские расследования проблем не преследуются и не наказываются. Для журналиста или блогера стало естественным держать микрофон и появляться перед министром или высокопоставленным чиновником, задавая им вопросы. Примечательно, что этот лидер, который когда-то не хотел сталкиваться с прессой и боялся ее, также развил навык общения со средствами массовой информации. Принцип открытости и прозрачности государственных органов был установлен не на бумаге, а на деле. Не будет преувеличением сказать, что освещение деятельности министерств, комитетов, хокимов и правоохранительных органов через сайты этих организаций или другие социальные сети стало частью обычной повседневной работы.
В качестве основных направлений государственной политики были определены обеспечение реализации конституционных прав граждан на свободу слова и информации, развитие медиа-сектора, усиление роли средств массовой информации в общественно-политической и социально-экономической сферах государства. В частности, Указом Президента Республики Узбекистан № В ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года в “Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы” подчеркивается усиление роли средств массовой информации как приоритетного направления развития государства. В рамках стратегии действий были приняты указы Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2017 года “О дальнейшем совершенствовании управления в сфере печати и информации”, от 2 февраля 2019 года “О дополнительных мерах по дальнейшему развитию сектора информации и массовых коммуникаций”, от августа 9 августа 2017 года “О создании общественного фонда “Ильхом” для поддержки творцов Узбекистана”, от 10 августа 2017 года “О мерах по дальнейшему развитию деятельности Творческого союза журналистов Узбекистана”, важным шагом на пути развития средств массовой информации стал закон от 15 августа “О дополнительных мерах по дальнейшему развитию деятельности организаций культуры и искусства, творческих объединений и средств массовой информации, а также по стимулированию труда работников отрасли”.
Основные реформы, проводимые в этой области, направлены на обеспечение реализации конституционных прав граждан на свободу слова и информации, усиление роли средств массовой информации в этом отношении, создание для них равных условий на медиарынке, защиту прав журналистов, разработку механизмов государственной поддержки развития полиграфическая и информационно-библиотечная деятельность. В целях систематизации применения законодательства в области информации, продвижения и разработки проектов нормативных правовых документов, направленных на развитие средств массовой информации, прессы, издательско-издательской и информационно-библиотечной деятельности, в рамках Агентства информации и массовых коммуникаций создано специальное учреждение – Центр по вопросам массовых коммуникаций. структура Администрации Президента Республики Узбекистан на базе бывшего Центра Агентства печати и информации Узбекистана.
Отдельно следует отметить, что в рамках Стратегии действий в Узбекистане была усовершенствована правовая база для либерализации СМИ и свободы слова, и за последние пять лет было принято 12 правовых документов. В частности, Законом Республики Узбекистан № 476 от 18 апреля 2018 года в Закон Республики Узбекистан “О средствах массовой информации” добавлена отдельная статья 51, озаглавленная “Государственная поддержка средств массовой информации”. Согласно статье, СМИ должны быть предоставлены льготы и преференции в части налогов и других обязательных платежей и тарифов, финансовая поддержка через систему государственных субсидий и государственных грантов. Кроме того, согласно статье 19 Закона, срок государственной регистрации средств массовой информации был сокращен с одного месяца до пятнадцати дней. Кроме того, если в предыдущей редакции статьи 22 закона говорилось, что решение об отказе в регистрации СМИ может быть обжаловано только в суде, то теперь для расследования причин отказа введен специальный механизм пересмотра.
Принятие этих документов стало реальным поводом для кардинальных изменений в этой области. В каком-то смысле эти цели в какой-то степени были достигнуты. В частности, по сравнению с 1991 годом количество средств массовой информации в нашем государстве увеличилось в 4 раза, издательств - в 13 раз, типографий - в 12 раз, а их материально-техническая база и кадровые ресурсы значительно улучшились.
В качестве одного из ярких результатов реформ в этой области в нашей стране был создан Международный пресс-клуб, его формат и метод работы были новинкой для нашей национальной медиасреды, и он привлек внимание и доверие не только журналистов, но и широкой общественности. Еще одним примечательным событием стало создание Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан на базе Агентства печати и информации Узбекистана в целях эффективной реализации государственной политики в области информации в новых условиях. Это агентство отвечает за ряд задач, направленных на координацию деятельности СМИ, защиту прав и интересов журналистов, укрепление сотрудничества с иностранными медиа-компаниями, создание возможностей для полноценного использования зарубежных веб-ресурсов и сайтов, информирование общественности, обеспечение разнообразия мнений в информационном поле. После создания Агентства большое значение придавалось включению информационных служб во все государственные учреждения. Это означает, что сегодня работает более тысячи информационных служб. Это связано с тем, что если открытость и прозрачность не начнутся с самой высокой точки, ожидаемые результаты не будут достигнуты. Существует большая потребность в своевременном доведении решений и указов, законодательных документов до населения на благо общества и людей. Это, в свою очередь, приводит к ситуации распространения предвзятой и неверной информации из ненадежных источников.
В качестве одного из последних шагов, предпринятых в развитии медиа-сектора, можно признать постановление Президента Республики Узбекистан № 294 от 28 июня 2022 года "О мерах по поддержке средств массовой информации и развитию сферы журналистики".
Этот документ был принят в целях реализации стратегии развития Нового Узбекистана, а также усиления защиты законных интересов средств массовой информации и развития сферы журналистики. В нем определен ряд задач, связанных с поддержкой средств массовой информации, электронных и печатных изданий.
На данном этапе необходимо подчеркнуть, что правоохранительные органы также играют важную роль в обеспечении свободы прессы и слова в Узбекистане. Освобождение ряда журналистов и блогеров, которые находились в заключении в течение разных периодов времени или были вовлечены в процесс расследования до 2017-2018 годов, или прекращение следственных действий в отношении них, свидетельствует о резком изменении отношения к свободомыслящим в обществе. Еще одним примечательным моментом является то, что публичное освещение достижений и недостатков в этой области усилиями пресс-служб Министерства внутренних дел, прокуратуры и судебной системы вносит свой должный вклад в обеспечение свободы слова.
В целях более последовательного продолжения реформ в этой области новая “Стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы” выдвинула другие важные задачи, такие как построение дружественного народу государства путем повышения человеческого достоинства и дальнейшего развития свободного гражданского общества, дальнейшего усиления роли средств массовой информации и защиты профессиональных деятельность журналистов, принятие мер по оказанию дополнительной поддержки со стороны государства средствам массовой информации, действующим и освещающим государственную политику в области межэтнических отношений, незаконное вмешательство и препятствование деятельности СМИ, дальнейшее усиление ответственности за оказание давления или незаконную конфискацию материалов или документов у представителей СМИ, а также создание международного “Медиа-форума” с участием иностранных и национальных журналистов и экспертов.
В заключение, в Республике Узбекистан проводится значительная работа по обеспечению свободы слова, реорганизации системы сектора информации и массовых коммуникаций, повышению роли средств массовой информации в решении проблемных вопросов общественно-политического и социально-экономического развития.