В последние годы, благодаря сильной политической воле Президента Ш.М.Мирзиёева, в нашей стране была создана совершенно новая система обеспечения прав и свобод человека на основе масштабных реформ, проведенных для прославления человеческого достоинства и всесторонней защиты их интересов.
В то же время работа по совершенствованию национального законодательства, приведению его в соответствие с международными стандартами, реформирование сельского хозяйства и других отраслей, широкое применение рыночных принципов, механизация промышленности, достойная оплата труда стали ключевыми факторами предотвращения детского и принудительного труда в нашей стране.
Одним из достижений Узбекистана за последние пять лет является полная отмена принудительного труда.
Если мы посмотрим на результаты отчета Международной организации труда о мониторинге третьей стороны (2019 год), то он показывает, что с 2013 года Узбекистан добивается постепенного прогресса в искоренении принудительного труда. Например, в 2015-2016 годах в Хлопковой кампании принудительный труд составлял 14 процентов, из года в год этот показатель постепенно снижался до 4 процентов в 2020 году и достиг 1 процента в 2021 году.
Кроме того, в 2019 году правительство активизировало усилия правоохранительных органов. Число сотрудников Инспекции труда, обеспечивающих соблюдение требований во время сбора урожая, удвоилось с 200 до 400 человек. Инспекция труда Ike расследовала 1282 случая принудительного труда во время сбора хлопка в 2019 году.
Кроме того, наблюдатели МОТ подтвердили, что заработная плата увеличилась по сравнению с предыдущим урожаем, что стало еще одним эффективным механизмом искоренения этой проблемы. Как правило, сборщики хлопка получали свою заработную плату вовремя и в полном объеме.
Не будет преувеличением сказать, что отмена глобального бойкота узбекского хлопка Международной коалицией “Хлопковая кампания” стала ярким примером эффективности масштабных реформ.
Правовые и институциональные реформы против принудительного труда
Узбекистан ратифицировал 19 конвенций и 1 протокол Международной организации труда с целью дополнения норм международного права в наше национальное законодательство.
Согласно Конвенции № 29 Международной организации труда, принудительный труд - это любая работа или услуга, которую люди вынуждены выполнять против их воли под угрозой наказания. В 2014 году Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, ратифицировавшей Протокол № 29 Международной организации труда о принудительном труде.
Необходимо отметить, что национальная законодательная система Узбекистана полностью соответствует международным стандартам. Статья № 7 Трудового кодекса Узбекистана определяет принудительный труд как принуждение к выполнению работы под угрозой любого наказания.
В целях совершенствования сферы tins в 2019-2021 годах было принято 32 нормативно-правовых акта. Указом Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду" от 30 июля 2019 года создана новая система координации деятельности государственных органов в области противодействия торговле людьми и принудительному труду для повышения имиджа нашей страны на международной арене.
Власти Узбекистана также уделяли большое внимание институциональным реформам. В соответствии с указом были созданы Национальная комиссия и Национальный институт докладчика по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом. Кроме того, были созданы подкомиссии по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом.
В целях ликвидации принудительного труда в законодательство Республики Узбекистан были введены нормы, усиливающие административную и уголовную ответственность.
Одной из наиболее эффективных мер стало введение уголовной ответственности за использование детского и принудительного труда. В целях реформирования сельского хозяйства путем сокращения государственного участия в хлопковом секторе была отменена система обязательных объемов собранного хлопка.
Меры, принятые для борьбы с принудительным трудом
Продолжается мониторинг мер по предотвращению принудительного труда. В частности, впервые с 2019 года мониторинг был проведен с участием полноправных правозащитников. В 2021 году 17 независимым наблюдателям были выданы пропуска для обеспечения беспрепятственного доступа на хлопковые поля.
В то же время, Мониторинг Третьей стороны Международной организации труда, Национальный мониторинг со стороны Федерации профсоюзов, Мониторинг Инспекции труда проводились одновременно.
Был установлен парламентский надзор со стороны сенаторов и местных депутатов с привлечением журналистов и блогеров, в мониторинге также широко участвовали представители институтов гражданского общества и правозащитники.
В 2019 году средства массовой информации Узбекистана активно освещали проблемы принудительного труда. Правительство поощряло журналистов и блогеров критически освещать случаи принудительного труда. Государственные инспекторы труда также начали расследовать жалобы на принудительный труд.
В результате мониторинга административная ответственность за принудительный труд была применена в отношении 259 человек в 2019 году (132 человека во время хлопкового сезона), 103 человек в 2020 году (41 человек во время хлопкового сезона), в 2021 году 75 человек (5 человек во время хлопкового сезона)
Следует отметить, что благодаря сильной политической воле президента
Республики Узбекистан, а также обширная работа, проведенная при активном участии представителей гражданского общества совместно с Международной организацией труда и трехсторонними партнерами Национальной комиссии по борьбе с принудительным трудом, были достигнуты такие успехи.
Касаясь планов на будущее, Международная организация труда объявила в Узбекистане о своем окончательном заключении в 2021 году о том, что во время сезона сбора хлопка систематический детский труд и принудительный труд вообще не использовались, а также контрольные работы в этом направлении были полностью переданы узбекской стороне.
Ранее достижения Узбекистана в деле прекращения принудительного труда были отмечены Госдепартаментом США. В результате международное сообщество "высоко оценило реформы, проведенные в этом направлении в нашей стране.
Хотя эти результаты дают возможность обеспечить права человека и развивать промышленность, особенно хлопчатобумажную и текстильную промышленность, с другой стороны, это накладывает большую ответственность за сохранение достигнутых результатов, что требует последовательного продолжения систематической работы в этой области.
Теперь необходимо не только бороться с принудительным трудом, но и постоянно следить за созданием достойных условий труда во всех сферах. В связи с этим любые поступающие обращения и сообщения из социальных сетей в сфере трудовых отношений не будут проигнорированы.
25 июня 2020 года был опубликован Глобальный доклад о торговле людьми (охватывает ситуацию в 192 странах). Во время церемонии представления Доклада о торговле людьми глава Госдепартамента Майк Помпео в своем выступлении подчеркнул, что большие усилия Узбекистана в решении этой проблемы устанавливают новые стандарты для стран региона.
Несмотря на прекращение бойкота, Узбекистан остался на 2-м месте в глобальных отчетах, таких как “Глобальный отчет о торговле людьми" (Госдепартамент США) и "Наихудшие формы детского труда" (Министерство труда США).
Одна из основных рекомендаций, содержащихся в этих отчетах, заключается в мониторинге принудительного труда и достойных условий труда в других секторах этой экономики - производстве шелка, строительстве, текстильной промышленности и общественном питании
В этой связи важно улучшить позиции в международном сообществе, обратить внимание на расширение сотрудничества между Узбекистаном и Международной организацией труда.
В сентябре 2021 года в сотрудничестве с Международной организацией труда была принята Страновая программа достойного труда Узбекистана на 2021-2025 годы
Основное внимание в программе уделяется принципам достойного труда, сокращению неформальной занятости и вопросам социальной защиты в соответствии с международными стандартами.
Следует отметить, что в сотрудничестве с Международной организацией труда изучается анализ условий труда в других секторах экономики, а также случаи принудительного труда.
Согласно исследованию, проведенному Международной организацией труда в области шелководства в 2021 году, случаев систематического привлечения к принудительному труду в шелковой промышленности нет, дети не участвуют в выращивании шелкопрядов. Многие считают условия питания на рабочем месте хорошими или приемлемыми, и только 1 процент, как известно, недоволен качеством пищи. Три четверти работников имели трудовые договоры и были удовлетворены размером заработной платы.
В настоящее время эти исследования проводятся в области строительства. Мы уверены, что качественные статистические данные, полученные в ходе исследования условий труда, включая принудительный труд, станут хорошим источником информации для дальнейшей разработки эффективной политики в этих секторах.
Нозим Хусанов
Министр занятости и трудовых отношений -
Председатель Подкомитета по борьбе с принудительным трудом