Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

Судебная реформа Узбекистана - новая эра, новые подходы



За прошедший период в Узбекистане, наряду со всеми другими сферами, были проведены масштабные правовые реформы. С первых лет независимости одним из важных шагов, выбранных на пути построения гражданского общества, было формирование независимой судебной системы, основанной на принципе разделения властей. 

Особенно в последние годы в судебной системе нашего государства были проведены фундаментальные изменения и реформы. Согласно Стратегии действий по Пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, инициированной Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиеевым, задача обеспечения верховенства закона и реформирования судебной системы была определена в качестве особого приоритета. 
Эта задача, в первую очередь, была направлена на обеспечение реальной и эффективной защиты прав и свобод граждан, достижение подлинной независимости судебной власти, укрепление законности, реализацию принципов равенства и состязательности сторон в судебных процессах, усиление роли органов судейского сообщества в обеспечении подлинной независимости судебной власти, осуществление принцип судейского самоуправления и обеспечение открытости и прозрачности при формировании судейского корпуса. 
Масштабные судебные реформы, проводимые в нашем государстве, положительно оцениваются международными и зарубежными экспертами. Их отзывы находят отражение в статьях, опубликованных независимыми экспертами, и в их выступлениях на международных мероприятиях. 
Бывший министр юстиции Словении Горан Клименчич положительно оценил изменения, осуществленные в судебной системе Узбекистана. Он положительно отметил процедуру оглашения судебных решений и выразил мнение, что эта процедура должна осуществляться путем обеспечения надежной защиты персональных данных сторон в спорах. Джон Танхайм - бывший судья федерального суда штата Миннесота (США) поделился положительными отзывами о судебных реформах, направленных на обеспечение независимости судов и судей, проведенных за последние пять лет, и отметил, что такие усилия Узбекистана ставят его на лидирующие позиции среди другие государства Центральной Азии .  
Общеизвестно, что каждый человек имеет право требовать независимого и беспристрастного судебного разбирательства. Это право отражено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека и в ряде других международных документов, а также включено в наше национальное законодательство. Только независимый суд может вселить уверенность в том, что нарушенные права могут быть восстановлены и защищены беспристрастным и прозрачным судебным разбирательством. 
В этой связи реформы, которые планируется провести на основе Стратегии развития Нового Узбекистана, предусматривают дальнейшую демократизацию и либерализацию судебной системы, укрепление подлинной независимости судебной власти и совершенствование механизмов надежной защиты прав и законных интересов граждан.
Указ Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2020 года “О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия” сыграл значительную роль в запуске качественно нового этапа системных реформ. В рамках Указа были реализованы следующие приоритетные задачи, связанные с устранением проблем на пути совершенствования институциональных основ обеспечения правосудия и обеспечения подлинной независимости судебной власти:
во-первых, в судебную систему были внесены организационные и структурные изменения с целью расширения механизмов обеспечения равенства и конкурентоспособности сторон для принятия беспристрастных, прозрачных и справедливых судебных решений;
во-вторых, суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента были созданы на базе эквивалентных судов по гражданским, уголовным и экономическим делам путем сохранения строгой специализации судей и создания отдельных судебных коллегий для судебного разбирательства. Кроме того, эти суды возглавляются одним председателем суда. У председателя есть свои заместители, которые возглавляют судебные коллегии по гражданским, уголовным и экономическим делам. Это служит формированию единообразной судебной практики на местах и предотвращению ненужной траты ресурсов физических и юридических лиц из-за фрагментации судов;
в-третьих, отменен институт пересмотра судебных решений в порядке надзора. В результате было устранено повторное рассмотрение судебных дел в нескольких инстанциях в порядке надзора, необоснованное и бесцельное увеличение объема работы в судах, тем самым было предотвращено возникновение коррупционных факторов;
в-четвертых, процедура участия прокурора в суде была адаптирована к передовому зарубежному опыту и международным стандартам. В частности, были созданы правовые механизмы, позволяющие прекращать уголовное дело по основаниям реабилитации, если государственный обвинитель отказывается от обвинения, отзывать дела из судов прокурором только при наличии апелляции сторон, исключать участие прокурора по собственной инициативе в гражданских и экономических разбирательствах, инициированных другие стороны. Подкрепление таких положений правовыми нормами, безусловно, послужило обеспечению независимости судебной власти, принципов равенства и состязательности сторон в суде;
В-пятых, в структуре Верховного Суда Республики Узбекистан создан департамент по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации. В результате в структуре региональных и приравненных к ним судов были созданы пресс-службы. Это стало важным фактором обеспечения прозрачности деятельности судебных органов.
Принятие Закона Республики Узбекистан “О судах” 28 июля 2021 года стало новым шагом на пути обеспечения подлинной независимости судов и неприкосновенности судей, а также усиления прозрачности в деятельности судов. В результате установления законом правовых гарантий открытости судебных дел была создана возможность для представителей СМИ беспрепятственно участвовать в судебном заседании и вести фото-, видео- и аудиозаписи в установленном порядке.
Важно отметить, что судебные реформы важны не только для укрепления независимости судов, но и для расширения прав физических и юридических лиц на подачу апелляций в суды. В частности, в результате изменений и дополнений в законы по инициативе Главы государства были введены следующие правовые гарантии, направленные на обеспечение права физических лиц на подачу исков в суды:
- пересмотрены и снижены действующие ставки государственной пошлины за подачу исков в суды; 
- с 6 мая 2017 года Уполномоченному Президента Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства предоставлено право подавать иски в суды в интересах субъектов предпринимательства без уплаты государственной пошлины;
- с 11 октября 2017 года советам фермеров, фермерских хозяйств и землевладельцев предоставлено право подавать иски в суды в интересах фермеров и землевладельцев без уплаты государственной пошлины против неправомерных действий или бездействия государственных органов или должностных лиц.;
- с 4 июля 2018 года определено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае разрешения спора путем медиации;
- с 24 апреля 2019 года определено, что истец, подавший иск в суд о защите прав детей, должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины и других сборов;
- с 3 сентября 2019 года жертвы домогательств и насилия освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исков в суд с целью получения компенсации материального и морального ущерба;

- с 12 сентября 2019 года Агентство по защите прав потребителей освобождено от уплаты государственной пошлины по искам, поданным в суды с целью защиты прав потребителей.
В составе Верховного Суда Республики Узбекистан создана новая судебная структура, наделенная исключительным правом рассматривать инвестиционные споры и дела, связанные с конкуренцией между физическими или юридическими лицами и государственными органами, когда сумма спора превышает 20 миллионов долларов США. Стороны, желающие подать такие иски, могут обратиться непосредственно в Верховный суд, который имеет право рассматривать такие иски в качестве суда первой инстанции. 
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию системы финансирования деятельности судебных органов”, начиная с 2021 года определено, что заработная плата судей и судейского персонала Конституционного Суда, Высшего судебного совета, Верховного Суда, судей судов низшей инстанции, персонал Высшей школы судей будет финансироваться из Государственного бюджета Республики Узбекистан. Можно отметить, что приведение месячной заработной платы судей в соответствие с международными стандартами соответствует их социальному статусу. Это, в свою очередь, демонстрирует один из дополнительных факторов независимости судов и судей. 
Реформы, проведенные за последние пять лет, направленные на повышение статуса адвокатов и предотвращение незаконного вмешательства в их деятельность, привели к повышению эффективности их деятельности. Например, 12 мая 2018 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов”, в соответствии с которым деятельность Палаты адвокатов Республики Узбекистан была пересмотрена таким образом, чтобы адаптировать его для достижения таких целей, как: создание сильного и независимого корпуса адвокатов; создание прозрачной системы предоставления статуса адвоката; усиление гарантий профессиональной деятельности адвоката.; внедрение инноваций и коммуникационных технологий в сферу адвокатуры. 
В соответствии с поправками, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс, подозреваемому, застигнутому на месте преступления, было предоставлено право на личную встречу с адвокатом до начала процессуальных действий, связанных с ним. Кроме того, любые объяснительные письма или показания от подозреваемых, обвиняемых или подсудимых могут быть получены только с письменного разрешения следователя, прокурора или судьи и в присутствии защитника (за исключением случаев отказа защитника). 
Следует отметить, что в последние годы были продолжены фундаментальные реформы, направленные на снижение рабочей нагрузки судей и повышение их эффективности. 
Принят Закон Республики Узбекистан “О внесении изменений и дополнений в некоторые правовые документы Республики Узбекистан в связи с созданием более благоприятных условий для подачи исков в суды и введением упрощенного порядка гражданского судопроизводства”. Как следствие, в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан была введена отдельная и новая глава. В случае, если стоимость иска не превышает двадцатикратной суммы базового расчета - для юридических лиц, десятикратной – для индивидуальных предпринимателей и пятикратной – для физических лиц, то такие дела рассматриваются по упрощенной процедуре. Упрощенная процедура предполагает, что решение по делу принимается без проведения судебного заседания и заслушивания показаний сторон. 
Статья 33 Устава ООН гласит, что посредничество является методом разрешения международных споров, и что стороны, вовлеченные в любой спор, который может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны первоначально разрешить спор путем переговоров, расследований, посредничества, примирения, арбитража или урегулирования. Следует отметить, что до передачи спора между сторонами в суд не существовало механизма, в ходе которого сторонам разъясняли бы возможность заключения мирового соглашения или разрешения спора альтернативными способами. 
Когда спор разрешался в судах, стороны несли бы чрезмерные расходы в виде государственной пошлины и тратили бы чрезмерное время. В этой связи Закон Республики Узбекистан “О дополнениях и изменениях в Кодекс об административной ответственности” стал важной правовой основой для демократизации и либерализации судебной системы нашего государства, защиты прав, свобод и законных интересов человека. 
Согласно этому документу, впервые в нашем национальном законодательстве была введена новая процедура, согласно которой дело о проступке, влекущем административную ответственность, может быть прекращено в случае, если стороны взаимно урегулируют спор. Если мы посмотрим на статистику, то в 2018-2021 годах 2489 исков, принятых к рассмотрению хозяйственными судами, остались без рассмотрения из-за соглашения о посредничестве, достигнутого между сторонами этих споров.
Быстрыми темпами осуществляется внедрение современных информационных технологий в деятельность судов. Гражданам была предоставлена возможность дистанционно обращаться в суды, участвовать в судебных заседаниях и получать необходимую информацию и данные. В частности, в судебной системе были запущены следующие интерактивные сервисы:
- “Претензия” (exsud.sud.uz ) – сервис для отправки исков в суды в электронном виде, мониторинга процесса рассмотрения дел в режиме онлайн и получения судебных решений в электронной форме;
- “Электронная платежная система” (billing.sud.uz ) – единая электронная платежная система, позволяющая рассчитать сумму государственной пошлины и судебных сборов;
- “Сборник судебных решений” (public.sud.uz ) – база данных судебных решений;
- “Образцы” (templates.sud.uz ) – база данных образцов исковых заявлений и заявлений по гражданскому и хозяйственному судопроизводству;
- “Калькулятор” (calculate.sud.uz ) – электронный калькулятор для расчета государственной пошлины, подлежащей уплате в гражданском и хозяйственном судопроизводстве;
- “Расписание встреч” (jadval.sud.uz ) – онлайновая база данных дел, переданных в суды первой, апелляционной и кассационной инстанций;
- “Электронный прием” (qabul.sud.uz ) – система онлайн-регистрации для личных встреч с руководством Верховного суда. 
- “Видеоконференцсвязь” (vka.sud.uz ) – система видеоконференцсвязи, позволяющая участникам присоединиться к судебным слушаниям онлайн.
- была создана система видеоконференцсвязи между судами и пенитенциарными учреждениями. 
В результате этих реформ доверие граждан к судебной системе растет. Это можно заметить по растущему числу обращений в суды, а также по увеличению числа оправдательных приговоров и решений в пользу физических и юридических лиц. Таким образом, население в целом стало рассматривать суды не как карающий орган, а как инструмент защиты своих интересов и прав. Чтобы еще больше укрепить такое доверие, судам необходимо будет действовать, не отступая от закона, защищать интересы граждан, восстанавливать их нарушенные права, неуклонно идти по этому пути и на этой основе завоевывать доверие народа.

 

Дилшод Арипов,
советник директора 
Высшая школа судей при 
Высший судебный совет Республики 
Республика Узбекистан



  ...