Главной чертой демократического общества является защита прав человека и предоставление равных возможностей для всех в общественной жизни и управлении. Гендерное равенство является важным компонентом этого, поскольку оно обеспечивает равную защиту прав и свобод каждого человека.
Конституция Узбекистана гласит, что все граждане пользуются равными правами и свободами, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения или социального статуса. Статья 58 гласит, что мужчины и женщины имеют равные права, и государство предоставляет равные возможности для обоих полов в управлении обществом и государственными делами.
Эти принципы равенства и социальной справедливости отражены во всех законах и нормативных актах, гарантирующих каждому равный доступ к возможностям и правам. Это включает в себя гендерное равенство, которое имеет важное значение для справедливого общества.
Следует отметить, что за последние годы было принято более 40 законодательных документов и важных концептуальных программ, в рамках которых были предприняты усилия по созданию равных прав и возможностей для женщин и мужчин, усилению роли женщин в государственном и общественном руководстве, обеспечению необходимых условий для получения образования, профессиональной подготовки. обучение, трудоустройство и создание достойных условий труда. Эти усилия также направлены на расширение участия женщин в экономической жизни и защиту их от различных форм притеснений и насилия.
В частности, закон “О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин” предусматривает предотвращение дискриминации по признаку пола и обеспечение равного участия всех в государственном управлении. Закон о защите женщин от домогательств и насилия устанавливает механизмы, призванные положить конец различным формам насилия в отношении женщин и обеспечить защиту и помощь жертвам.
”Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане на период до 2030 года", утвержденная решением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 28 мая 2021 года, предусматривает комплексный подход к реализации принципа равенства между женщинами и мужчинами во всех сферах и на всех уровнях принятия решений и реализация. Кроме того, стратегия призвана обеспечить продвижение гендерного равенства в экономической, политической и социальной жизни с целью создания условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин и соблюдения основных прав человека.
Благодаря этому гендерная политика в нашей стране стала важным фактором развития общества и государства. Такие понятия, как “гендерное равенство”, “гендер и развитие”, “гендерный баланс” и “роль женщин в общественной и политической жизни”, нашли отражение при разработке программных документов и всех нормативных правовых актов в нашей стране.
На практике результаты оказываются еще более значительными. В частности, причиной проведения гендерной политики является то, что за последние семь лет доля женщин в государственном управлении в Узбекистане увеличилась с 27% до 35%. В своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев подвел итоги систематических усилий по достижению гендерного равенства в нашей стране и отметил, что доля женщин в государственном управлении впервые достигла 35%.
Более того, в нашей стране 32% депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и 25% членов Сената составляют женщины. Число женщин-предпринимателей удвоилось, а число женщин, открывших собственное дело, превысило 205 тысяч. Сотни тысяч женщин прошли обучение профессиям и предпринимательству. Среди населения, занятого в здравоохранении и образовании, доля женщин составляет 77 процентов, в экономике и промышленности - 46 процентов. Число девушек, обучающихся в высших учебных заведениях, увеличилось в шесть раз; более половины студентов - женщины.
Узбекистан ратифицировал основные международные договоры по правам человека и конвенции, касающиеся гендерного равенства. Наша страна присоединилась к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) в 1995 году и взяла на себя обязательство ликвидировать дискриминацию и обеспечить всестороннее развитие и благополучие женщин. Узбекистан также ратифицировал Пекинскую декларацию и Платформу действий, в которых определены стратегические цели по достижению гендерного равенства, и эффективно выполняет соответствующие обязательства.
Поэтому систематические меры, принимаемые в этом направлении, должным образом признаются международным сообществом. В частности, в рейтинге Всемирного банка Узбекистан вошел в число 5 наиболее быстро развивающихся стран мира в области гендерного равенства.
Кроме того, Узбекистан занял 18-е место из 195 стран с результатом 69,7 балла в индексе открытых гендерных данных организации “Open Data Watch” и вошел в “Топ-20”.
В политике обеспечения гендерного равенства на государственной службе, повышения веса женщин в государственном управлении, в частности, вопросы формирования команды потенциальных женщин-лидеров являются приоритетными.
Следует отметить, что после введения Агентством по развитию государственной службы открытых конкурсов ко всем были предъявлены практически одинаковые требования. Человеческий фактор между работодателем, представителями отдела кадров и кандидатами был ограничен. Равные возможности гарантированы для всех.
Это, конечно, еще больше расширило возможности для женщин поступить на государственную службу. Если исходить из цифр, то раньше женщины составляли 5-8 процентов от числа поступивших на государственную службу, сейчас женщины составляют около 34 процентов победителей конкурса.
Если быть более точным, то на сегодняшний день в рамках открытых конкурсов было получено 2,1 миллиона заявок, из которых 20% - женщины. 56 500 наших граждан выиграли эти конкурсы, и 19 670 из них (35 процентов) были женщинами.
Первым направлением обеспечения гендерного равенства в кадровой политике является привлечение на государственную службу наиболее потенциальных женщин, повышение привлекательности государственной службы для них, а вторым важным направлением является привлечение высококвалифицированных специалистов в управление государственной службой – “HiPo” (Высокий потенциал). заключается в систематической подготовке женского персонала на руководящие должности и формировании корпуса “женщин-лидеров”.
По мнению многих социологов, профессиональный лидер - это человек, обладающий определенными качествами для успешного управления, независимо от пола. Для эффективного управления важна не роль лидера в гендерных отношениях, а наличие профессиональных компетенций, таких как умение правильно расставлять приоритеты при решении проблемы, руководить командой и в полной мере достигать поставленных целей на основе рационального распределения ресурсов.
Однако из-за проблемы вертикальной сегрегации, низкой доли женщин на руководящих должностях и проблемы “стеклянного потолка” — невидимых барьеров на пути продвижения по службе - наши женщины вынуждены работать на большем количестве руководящих должностей среднего и высшего звена. В качестве причины такой ситуации мы можем указать на высокую ответственность руководства, и по этой причине профессиональная квалификация, знания и потенциал женщин не соответствуют соответствующей руководящей должности.
Для того чтобы сформировать из специалистов хороших лидеров, необходимо развивать необходимые навыки эффективной работы с персоналом и принятия оптимальных решений в области управления, развития человеческих ресурсов, инноваций, критического и системного мышления, а также лидерских компетенций.
Поэтому наше агентство в сотрудничестве с Комитетом по делам семьи и женщин и Академией государственного управления запустило образовательную программу “Женская школа лидеров”, направленную на подготовку к лидерству наиболее потенциальных женщин, работающих в государственных органах.
На сегодняшний день, благодаря этой программе, он обладает высоким профессиональным потенциалом, активно участвует в реализации реформ и работает в различных областях государственного управления. Была повышена квалификация 145 женщин.
На данный момент следует отметить, что Указом Президента Республики Узбекистан № ПФ-81 от 1 марта 2022 года должность женщин-активисток была введена в каждом микрорайоне во всех городах, поселках городского типа, деревнях и весях. В свою очередь, благодаря этому Президент создал практическую школу для подготовки женщин-лидеров. В настоящее время на низовом уровне насчитывается около 9400 женщин-активисток, а 207 женщин работают заместителями губернаторов, главами семей и женскими департаментами на среднем уровне.
Те, кто добился самых высоких результатов по системе KPI Агентства по развитию государственной службы, включаются в Национальный кадровый резерв и целенаправленно готовятся на высшие руководящие должности.
В результате вышеуказанных мер, реализуемых на основе сегодняшней политики гендерного равенства, в нашей стране формируется уникальная национальная модель подготовки женщин к лидерству.
В заключение следует отметить, что в нашей стране сформирована прочная правовая база для политики гендерного равенства, и в результате полного и правильного внедрения этих норм в жизнь мы добиваемся прогресса, признанного международным сообществом. Исходя из этого, можно отметить, что гендерная политика в Узбекистане служит важным критерием обеспечения прав человека.
Дилфуза Махкамова,
Начальник отдела Агентства по развитию государственной службы при Президенте Республики Узбекистан
Фарангиз Авазбекова,
Главный инспектор Агентства по развитию государственной службы
при Президенте Республики Узбекистан;
Доктор философии (PhD) в области права