Ориентиры развития бизнеса, обозначенные в ходе Диалога с Президентом
18 августа состоялся уже третий открытый диалог Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с предпринимателями. Диалог с бизнесом, происходящий на различных уровнях власти, весьма широко распространен в мире, и помогает проводить экономическую политику оптимальным образом сочетая интересы бизнеса с интересами развития государства.
Диалог в развитии
Первый открытый диалог Президента с предпринимателями был организован 20 августа 2021 года, по предложению главы нашего государства данный формат стал традиционным и этот день стал в нашей стране Днем предпринимателей. Это было первым опытом такого рода в Узбекистане, который уже успел показать свою высокую эффективность с точки зрения оптимизации проводимой экономической политики в отношении бизнеса, о чем свидетельствуют результаты в области развития предпринимательства в последующие годы.
В ходе первого диалога Президентом было обозначено 7 самых важных направлений дальнейшей работы по решению проблем, препятствующих деятельности бизнеса. Первое направление касалось вопросов финансирования, второе - совершенствования налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на бизнес, третье было связано с совершенствованием порядка предоставления земель, четвертое - с развитием необходимой инфраструктуры, пятое предусматривало поддержку экспортеров, шестое было связано с транспортно-логистической сферой, седьмое направлено на упрощение процедур ведения бизнеса.
Второй диалог с бизнесом состоялся 22 августа 2022 года. В ходе второго диалога Президентом были обозначены пять основных направлений поддержки развития предпринимательства. Первое направление - внедрение отдельных подходов к поддержке предприятий путем разделения их на категории: микробизнес, малый бизнес, средний бизнес. Второе направление – создание более благоприятной системы финансирования. Третье направление - внедрении особых подходов для поддержки бизнеса исходя из условий районов и городов. Четвертое направление - защита собственности предпринимателей. Пятое направление - контроль за деятельностью предпринимателей и привлечение их к ответственности.
Сделанное в течение года
В ходе состоявшегося в текущем году диалога была проведена оценка сделанного за год по направлениям установленным в ходе прошлогоднего диалога.
Так, на основе предложений, выдвинутых в прошлом году, субъекты бизнеса были разделены на микро, малую, среднюю и крупную категории, к каждой из которых начал применяться отдельный подход. Аналогичным образом районы и города были разделены на 5 категорий, в 60 районах были введены отдельные налоговый, кредитный и финансовый режимы, в результате чего предприниматели этих районов за минувшие шесть месяцев воспользовались льготами на сумму около 1 триллион сумов. За счет этого доход предпринимателей 20 районов увеличился до 1,5-2 раз по сравнению с прошлым годом.
Был сокращен срок возврата налога на добавленную стоимость. Благодаря этому с 1 августа 2022 года по 1 августа 2023 года 6 тысячам предприятий возвращено 20 триллионов сумов, а более чем 2 тысячам добросовестным предпринимателям экспортерам, не дожидаясь поступления валюты от экспорта, на расчетный счет поступило 7 триллионов сумов. За счет снижения ставки данного налога до 12 процентов количество участников цепочки добавленной стоимости увеличилось на 26 тысяч, а их деятельность вышла из «тени». Число плательщиков НДС достигло 184 тысяч. В результате списания налоговой задолженности, возникшей вследствие применения неэффективных налоговых механизмов, в распоряжении бизнеса осталось 2 триллиона сумов.
В области кредитования создана система использования в качестве залогового обеспечения товаров в обороте, экспортных контрактов, аккредитивов и будущей выручки. Благодаря этой возможности предпринимателям были предоставлены кредиты на 1 миллиард долларов. Благодаря облегчению порядка открытия микро-финансовых организаций в стране появился альтернативный банкам кредитный рынок. За последний год количество таких организаций увеличилось в 1,5 раза, объем выделенных ими кредитов – в 3 раза. За год небанковские организации выделили 3 триллиона сумов кредитов.
В результате упрощения системы переработки на таможенной территории количество предпринимателей, использующих этот таможенный режим, удвоилось, благодаря чему за год с использованием этой возможности было экспортировано продукции на 455 миллионов долларов, создана добавленная стоимость на 110 миллионов долларов.
Были отменены или переведены в уведомительную форму лицензии и разрешения на 119 видов деятельности, которые прежде были «недоступными» начинающим предпринимателям. При этом только за счет отмены лицензий по такому виду деятельности, как автомобильная перевозка грузов на территории республики, объемы грузоперевозок увеличились в 1,5 раза. За шесть месяцев 2023 года количество проверок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 40 процентов – со 104 тысяч до 64 тысяч.
Если же оценивать в целом, как развивался бизнес в течение года после предыдущего диалога с предпринимателями, то за год количество малых предпринимателей увеличилось на 40 тысяч и составило 490 тысяч, средних предпринимателей – на 2 тысячи и достигло 10 тысяч. Количество крупных предприятий за год увеличилось на 400, достигнув 1,5 тысячи. Благодаря использованию предоставленных льгот годовой оборот 155 предприятий превысил 100 миллионов долларов. Годовой объем вложенных зарубежных инвестиций впервые достиг 10 миллиардов долларов. Это в 3 раза больше, чем в 2017 году. За последние два года постоянного диалога с бизнесом отечественные предприятия экспортировали продукцию на 25 миллиардов долларов, а также начали производство ранее импортированной продукции на 10 миллиардов долларов.
Обозначенные направления поддержки бизнеса
В ходе диалога с предпринимателями текущего года Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении обозначил пять основных направлений, по которым будет происходить в дальнейшем поддержка развития бизнеса и предпринимательства.
Новые возможности для малого бизнеса.
Развитию малого бизнеса уделяется большое внимание. Ежегодно на финансовую поддержку микро-бизнеса направляется более 1 миллиарда долларов. В начале года было четко определено, кто входит в категорию малого бизнеса. Однако еще не в полной мере сформировалась адресная система поддержки малого бизнеса, создание для него необходимых условий. Поэтому будет создана целостная экосистема по поддержке этого сектора.
«Кишлок курилиш банк» будет преобразован в «Банк развития бизнеса», при котором в каждом регионе будет создано 14 центров малого бизнеса. За этими центрами каждый месяц при участии помощников хокимов в махаллях будут закрепляться предприниматели, которые желают перейти с микро- на малый бизнес. Предпринимателям, обучившимся в центрах малого бизнеса в регионах, будут предоставляться кредиты на выгодных условиях. Если предприниматель вложит 10 процентов инвестиций в проект малого бизнеса, то на 45 процентов ресурсы направит «Банк развития бизнеса», на остальные 45 процентов будут выделены ресурсы государственной поддержки. Кредиты будут предоставляться предпринимателям на льготных условиях сроком на 5-7 лет. С 1 октября будут открыты кредитные линии по 150 миллионам долларов данных средств.
Будет принят отдельный закон о внедрении этой новой системы. При этом будет определен упрощенный порядок всех процессов, связанных с реализацией проектов малого бизнеса совместно с центром. С запуском нового проекта малого бизнеса все налоги, поступающие от него, в течение двух лет будут переводиться в «Банк развития бизнеса» для оборотных средств. То есть создается система, при которой банк будет заинтересован в высоком уровне дохода предпринимателя. В целом данная система поможет встать на ноги 150 тысячам субъектов малого бизнеса, 25 тысяч смогут перейти в среднюю категорию, будет создано 250 тысяч новых постоянных рабочих мест.
Инициативы, связанные с развитием среднего бизнеса.
Несмотря на то, что важным звеном нашей экономики является средний бизнес, тем не менее условия для его динамичного роста пока не достаточны, так как поручительства или компенсации по коммерческим кредитам предоставляет только Фонд предпринимательства. Поэтому также будут налажены новые подходы к поддержке предпринимателей, желающих перейти из малого в средний бизнес и в корне изменится и деятельность, и методы работы существующих фондов по поддержке бизнеса.
Фонд предпринимательства будет нести ответственность за оказание финансовой помощи проектам в сфере услуг и сервиса, «зеленым» и энергоэффективным проектам, а Фонд развития промышленности – за промышленные проекты. Эти фонды не будут ограничиваться бюджетными средствами, а получат полномочия по самостоятельному привлечению инвестиций за счет чего в следующем году привлекут для среднего бизнеса дополнительно 1 миллиард долларов.
С 1 сентября из вновь созданного Фонда развития промышленности для финансирования новых проектов будут выделены кредиты в иностранной валюте по ставке 5 процентов, в национальной валюте – 10 процентов сроком на 10 лет, промышленным предприятиям будут предоставлены кредиты на оборотные средства сроком до 1 года в иностранной валюте по ставке 4 процента, в национальной валюте – 10 процентов. При этом для ввозимого оборудования фондом также будут предоставлены в виде кредита 15-процентные авансовые выплаты.
Также будет налажена система промышленной ипотеки, построены и переданы предпринимателям производственные площадки в виде «готового бизнеса». В частности, в каждой области будут созданы не менее чем 3 новые промышленные зоны, в которых разрешается приватизировать земельные участки после выполнения инвестиционных обязательств.
Фонд предпринимательства будет отвечать за сферу услуг и ему будут предоставлены полномочия по вхождению в качестве участника в предприятия среднего бизнеса. Для этого фонду в текущем году будет выделено дополнительно 25 миллионов долларов, а в следующем году – еще 100 миллионов долларов. Вместе с тем фондом также выдается поручительство по кредиту в иностранной валюте для среднего бизнеса. Фонд внедрит систему «ипотека услуг» в сферах туризма, торговли и сервиса.
Эти две новые системы будут полностью запущены с 1 октября. В будущем году будут финансироваться 2 тысячи новые проекты для среднего бизнеса в промышленности и 10 тысяч в сфере услуг, что позволит дополнительно оказать услуги на 1 миллиард долларов, произвести новой продукции – на 5 миллиардов долларов и создать 350 тысяч новых рабочих мест.
Выход на новые рынки конкурентоспособной продукции.
В прошлом году была запущена программа «Новый Узбекистан – страна конкурентоспособной продукции», в рамках которой было отобрано 100 ведущих предприятий-экспортеров, в результате чего экспорт этих предприятий в этом году увеличится в 1,5 раза. Вместе с тем, из-за ситуации на международной арене, расходы на логистику увеличились в 3-4 раза. Поэтому будет дополнительно направлено 100 миллионов долларов для компенсации их расходов на логистику. Еще 25 миллионов долларов будет выделено на сертификацию продукции за рубежом, внедрение международных стандартов и подготовку специалистов в этой области. В этом году эта программа продолжится, количество участвующих предприятий будет доведено до 500, для них будут сохранены все льготы по программе.
Еще одной большой возможностью для расширения экспорта является привлечение в нашу страну престижных зарубежных брендов. Так, 50 самых популярных брендов в мире, чей годовой рынок превышает 100 миллиардов долларов, весьма заинтересованы в сотрудничестве и готовы сделать заказ на сумму 3 миллиарда долларов нашим предприятиям. Это поможет внедрить международные стандарты, экологические и сертификационные требования к производству, обучить наших специалистов и создать достойные условия труда для рабочих. В связи с этим будет введен благоприятный таможенный режим для ввоза и экспорта продукции известных брендов, а предприятиям, привлекшим крупные бренды, будет выделен грант в размере 500 миллионов сумов.
Проекты высокорентабельных предприятий. К настоящему моменту с привлечением международных консультантов разработано 140 готовых проектов в сферах электротехники, производства строительных материалов, текстильной, кожевенно-обувной, ювелирной, мебельной, полимерной, химической и пищевой промышленности. Их общая стоимость составляет 10 миллиардов долларов, предусмотрено создание 60 тысяч рабочих мест, производство продукции на 5 миллиардов долларов в год и экспорт на 2,5 миллиарда долларов. Эти проекты размещены на электронной платформе и предложены предпринимателям на открытых и прозрачных условиях.
В связи с этим Президентом было предложено заключить договоры с участвующими в диалоге предпринимателями, проявившими интерес к участию в программе. Предприятиям, входящим в программу, из Фонда развития промышленности будут выделены кредиты с низкой процентной ставкой сроком на 10 лет.
Упрощение налогового администрирования.
За последние семь лет налоговых реформ, предоставленных предпринимателям льгот и преференций в их распоряжении осталось более 120 триллионов сумов. По проведенным опросам, 62 процента предпринимателей положительно оценили реформы в налоговой сфере, но налоговое администрирование остается сложным, сохраняются случаи вмешательства в бизнес и коррупции в системе. Теперь налоговая служба будет кардинально реформирована, а налоговое администрирование упрощено.
Так, большинство плательщиков налога на добавленную стоимость заявили о несправедливом применении коэффициента налогового вычета при возврате налога, то есть системы «tax-gap». Начиная с 1 октября при возврате налога на добавленную стоимость эта практика будет отменена.
Будет внедрен открытый рейтинг предпринимателей. При этом, начиная с 1 января следующего года предприятия с высоким рейтингом будут освобождаться от всех видов налоговых проверок, им в течение одного дня будет возвращена излишняя часть налога на добавленную стоимость, будет отменена практика временного приостановления действия свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость.
Все споры предпринимателей с налоговыми органами будут переданы в ведение административного суда, отменены любые ограничения при подаче предпринимателями жалоб напрямую в суд. Будет сокращен срок внесения иска в отношении предпринимателей по налогу с действующих 5 лет до 3 лет.
Сегодня предприниматели в рамках свыше 140 отчетов обязаны сдавать в 16 государственных органов около 8 тысяч показателей. В результате 500 тысяч предпринимателей ежегодно тратят на подготовку подобных различных отчетов 300 миллиардов сумов. В этой связи с 1 января 2024 года будут прекращены устаревшие отчеты, налажено представление всех отчетов через единую электронную систему, отменена их бумажная форма.
Заключение
В завершение стоит сказать, что если по итогам диалога Президента с предпринимателями в прошлом году был обозначен переход к адресной поддержке бизнеса исходя из его особенностей и региональных условий деятельности, то полученные результаты работы в этом направлении в течение года приведенные выше уже полностью подтвердили эффективность такого подхода.
Тем не менее, в ходе прошедшего 18 августа этого года диалога были поставлены уже гораздо более масштабные и амбициозные задачи – создать единую всеобъемлющую систему развития бизнеса, которая будет стимулировать рост успешных предприятий от микро- к малым, от малых к средним, от средних к крупным, выпускающим высоко конкурентную на мировом рынке продукцию. И именно адресность и индивидуальность поддержки всех видов бизнеса во всех регионах является необходимым условием подобной эволюции и успешного развития наиболее конкурентоспособных предприятий.
Это необходимо для того, чтобы экономика Узбекистана поддерживала достаточно высокие темпы роста, без чего невозможно обеспечить достойное повышение жизненного уровня граждан. И поэтому вполне закономерным было награждение в День Предпринимателя 44 предпринимателей орденами и медалями, а 126 – нагрудным знаком «Фаол тадбиркор».
Обид Хакимов.
Директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.