Следует признать, что количество норм, содержащихся в Конституции, касающихся прав человека и обязанностей государства в социальной сфере, увеличивается в два-три раза. Выделение норм как отдельных частей Конституции в новой редакции свидетельствует о том, что особое внимание уделяется совершенствованию их содержания, что повышает обязательства и гарантии государства перед гражданами, укрепляются их права и свободы.
В качестве примера проанализируем изменения и дополнения, вносимые в статью 27 действующего Основного закона. В Конституции Узбекистана в новой редакции эта статья идет под номером 31.
При этом отметим, что права граждан на имущественную неприкосновенность, основываясь на специальных статьях Конституции, регулируются статьей 17 и главами 16, 17, 20 и 21 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, статьей 100 Гражданского кодекса Узбекистана.
Глава VII «Личные права и свободы личности» действующего Основного закона гласит: «Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища (часть первая статьи 27). Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом» (часть вторая).
Если сравнить статьи, касающиеся личных прав и свобод в Конституции в новой редакции с действующей, в частности, с частями статьи в предыдущей редакции и частями, включенными в статью 31 в новой редакции, их основное содержание идентично. Однако в действующем Основном законе эти права весьма обобщены, а два понятия, касающиеся личности и жилища, представлены в одной части.
Предлагаемые изменения и дополнения в новой редакции расширены и уточнены, разделены на пять самостоятельных частей: в трех предлагается изложить то, что касается индивидуальных свобод и прав, в двух – жилья. То есть в определенной логической последовательности. Это значит, что государство в несколько раз повышает свою ответственность и гарантии на данном направлении.
Права на частную жизнь и семью, на защиту его чести и достоинства, тайны частной жизни нашли свое отражение в первых трех частях статьи 31 в следующих нормах. Часть первая: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства».
Честь и достоинство для сознательного человека, личности, сформировавшейся в обществе, в котором моральные, духовные ценности являются достоянием и достижением его собственного развития, пожалуй, самое ценное, что определяет его отношение к себе и одновременно является критерием, мерилом его восприятия и оценки обществом. Это то внутреннее наше состояние, которое формируется на протяжении всей жизни, бережно охраняется нами и поэтому имеет право на неприкосновенность, защиту от посягательств, разного рода вмешательств и влияния извне.
Также мы имеем полное право на тайну переписки, телефонных разговоров и иных действий, осуществляемых нами ежедневно. Поскольку ввиду информационно-технического развития значительная часть нашей жизни происходит на просторах Всемирной сети, мы должны быть уверены, что персональные данные, информация, которой делимся, надежно защищены. Также каждый гражданин должен иметь полное право на требование исправлять те недостоверные данные, которые каким-либо образом могут нанести вред нашему авторитету, здоровью, жизни, профессиональной деятельности.
Дополнения и изменения, вводимые в Конституцию в новой редакции, гарантируют защиту от подобных негативных явлений. Так, часть вторая статьи 31 гласит: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда». А часть третья подразумевает право на защиту персональных данных, требование об исправлении недостоверных данных, уничтожение данных, собранных незаконным путем или более не имеющих правовых оснований».
Семья как один самых развитых социальных институтов также нуждается в защите от посягательств, ибо способствует всестороннему развитию общества, каждый из членов которого имеет свою частную жизнь, тайну, не касающиеся посторонних. Именно это право закрепляет норма данной статьи. То есть государство, осознавая насколько свято для человека все то, чем он так дорожит (его собственная честь, честь семьи, частная жизнь, секреты и тайны), гарантирует их неприкосновенность и защиту, включая Основной закон.
Понятно, что для стабильного и безопасного развития личности, семьи должно быть место, то есть жилище, где можно жить в мире, расти и развиваться. Это центр нашей собственной вселенной, социальной, эмоциональной и экономической жизни.
Между тем, с точки зрения конкретных явлений, событий и фактов развития государства, жилище - это прежде всего права человека, а не просто товар, недвижимость. Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого владеть имуществом и запрещает незаконное лишение имущества. Принудительное выселение и другие подобные нарушения прав на жилище одновременно нарушают такие права человека, как право собственности, право на доступ к правосудию, право на социальное и культурное развитие и даже право на жизнь.
Часть четвертая статьи 31 констатирует и тем самым гарантирует защиту права на неприкосновенность жилища.
Здесь следует отметить, что право быть свободным от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь человека, защита от произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища предусматриваются рядом международных документов, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах (один из первых международных договоров по защите прав человека, к которому Узбекистан присоединился в 1995 году); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (его подписание означает принятие нашей страной международных обязательств по защите всех прав, гарантированных данным договором) и других.
Неслучайно часть пятая статьи 31 Конституции в новой редакции гласит: «Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда».
Как видим, никто, не имея на то законных оснований, не имеет права вторгаться на вашу частную территорию. Вы вправе не впускать в свой дом, если у желающих зайти к вам нет специального документа - постановления суда.
В целом, статья 31 Конституции призвана максимально защищать законные права и свободы граждан, которые способствуют разностороннему развитию нашего общества, в котором они живут.
Музаффар Джалалов.
Исполняющий обязанности ректора Университета Инха в Ташкенте.