Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

ИННОВАЦИЯ РАЗУМА



Окил САЛИМОВ, академик

Французский философ Рене Декарт однажды сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Ведь в этом просвещенном мире только человек имеет способность мыслить, жить разумом. Это великое благословение, которое Бог даровал человеческому роду. Он строит свою жизнь в рамках ума, проводит свою жизнь в размышлениях, а потому живет счастливой жизнью. Смысл жизни человека напрямую определяется мышлением, рассуждениями, использованием разума.

Великий ученый Абу Наср аль-Фараби сказал: «Суть человека в уме, а сущность ума в действии». Конечно, ум не имеет размера, объема, веса, цвета или вкуса. Мы можем видеть и знать это в том, как люди взаимодействуют, в их поведении, в их поступках, в целях, ради которых они живут. Именно в этом процессе взаимодействия мы приходим к выводу, что этот человек разумен. Уровень разума связан с целями, окружен эмоциями, чувствами. Цель умных людей будет велика. Ведь они обладают беспримерной энергией и стремлением творить великие дела.

«ЧУДО ПРОБУЖДЕНИЯ»

Мы не зря говорим о философии разума. Мы нация мечты. В нашей крови страстные чувства, благородные чувства, сила для достижения благородных целей. Это памятное событие. Поэтому человеческое общество становится миром грез. И мечты украшают жизнь. Стремление к мечте расширяет творческие возможности. В результате формируется личность, находящаяся в центре внимания, признанная публикой, завоевавшая большое уважение и внимание. Тогда и произойдет «чудо Возрождения».

Робиндранат Тагор пишет о Чуде Возрождения:

Я проснулся. Темнота за окном исчезла.

Я проснулся. Чудо. Это чудо.

Сегодня Узбекистан переживает такую большую трансформацию. Умственная и духовная сила нашего народа, отточенная в испытаниях истории, переходит к жизненным действиям. Прежде чем говорить об этом, мы хотим сделать еще одно замечание. Очевидно, что общество воспитывается теми, кто живет с интеллектом, высоким интеллектуальным потенциалом. Когда их будет много, жизнь будет процветать и к могуществу государства прибавится мощь. Будет всеобщее изобилие, счастливая жизнь.

Новый Узбекистан, как общество, основанное на большом интеллекте, широком интеллектуальном потенциале и современном мышлении, рождается, развивается и расцветает как современное государство в совершенно новой исторической среде. На это есть конкретные причины.

Наш народ всегда был трудолюбивым, творческим, обладающим большими творческими способностями, живущим с благородными целями и уверенно смотрящим в будущее. Такая нация всегда способна на все. Она может создать свое великое будущее и заложить основу благополучной жизни, образа жизни будущих поколений.

Однако в то время, когда процесс масштабных реформ идет полным ходом, имеют место случаи умственной отсталости, отсутствия интеллекта, ограниченного мышления. В частности, в то время, когда решается новое мышление, растет желание новой жизни, растет потребность в ней.

Это подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев: «Мы поставили перед собой великую цель заложить в нашей стране основы Третьего Возрождения, для чего должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезмий, Беруни, Ибн Сии, Улугбеков, Навои и Бабуров. Прежде всего, развитие образования и воспитания, здорового образа жизни, развитие науки и инноваций должны служить главными столпами нашей национальной идеи».

Можно сказать, что усилия по достижению этих целей заложили основу нового облика нашего общества. Кроме того, еще одним важным фактором, придающим уверенность в достижении интеллектуальных инноваций, является то, что цели создания основ Третьего Возрождения составляют основу стратегии развития Нового Узбекистана.

Действительно, наука не может развиваться без образования. Без развития науки и техники невозможно обеспечить развитие общества. С этой целью Президент выступает за полную реформу всех аспектов непрерывного образования, повышение качества и эффективности образования. Для этого все материальное и моральное бремя ложилось на само государство.

Образовательная и научная политика нашего государства есть, по сути, инновация разума, инновация интеллектуального потенциала. Это некая политическая, духовная, экономическая и социальная инновация для творцов будущего.

МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНОДУШНЫ К ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

5 апреля текущего года состоялась видеоконференция по анализу результатов реформ в сфере народного образования. Она упомянула ряд недостатков в этой области. Самое главное, был предпринят ряд мер по повышению качества и эффективности образования в общеобразовательных школах. В частности, подчеркнута необходимость создания совершенно новых учебных планов, использования современных педагогических технологий в образовании. Планируется, что в ближайшие три-четыре года все классные руководители в школах будут преподавать по новой методике.

С этой целью на базе центров повышения квалификации в каждом регионе будут созданы Национальные учебные центры для обучения учителей новым методикам. Они привлекут наиболее квалифицированных специалистов из-за рубежа в области точных и естественных наук. В каждом регионе будет сформирована «Тренерская группа», которая будет повышать квалификацию школьных учителей на местах. Тренерам платят до ста процентов их месячной зарплаты. На внедрение этой новой системы будет выделено дополнительно 100 миллионов долларов. Научно-исследовательский институт Абдуллы Авлони будет реорганизован в Республиканский национальный центр образования и объединен в единую систему с Ташкентским государственным педагогическим университетом.

Коренным образом улучшится материально-техническая база общеобразовательных школ. К началу следующего учебного года компьютерные классы будут организованы в 960 школах, 740 из них будут переоснащены. Всего будет обновлено более пяти тысяч компьютерных классов. 200 миллиардов сумов будут выделены из республиканского бюджета и столько же из местных бюджетов. Можно сказать, что это очень большое событие, яркое проявление внимания государства к образованию.

Когда мы говорим о школьном образовании, мы начинаем с большой надеждой смотреть в свое настоящее и будущее. Потому что мы никогда не забудем слова Аристотеля: «Судьба родины решается воспитанием молодежи». Поэтому никто из нас, особенно родители и мы - воспитатели, не вправе быть равнодушным к воспитанию молодежи, хотя бы на мгновение.

Говоря о высшем образовании, мы не устаем подчеркивать, что будущее нашей страны, успех во всех сферах зависит от хорошо образованных, современно мыслящих, зрелых профессионалов своего дела и, конечно же, идейно подготовленных, истинных патриотов, людей, которые ценят свою нацию.

Высшее образование должно выполнить именно такую высокую задачу. 4 марта т.г. состоялась видеоконференция, посвященная приоритетам трудоустройства студентов вузов.

В последние годы в нашей стране полным ходом идет процесс сокращения бедности и социальной защиты малоимущих. Особое внимание к малообеспеченным студентам, обучающимся в высших учебных заведениях, превращение их в активных граждан общества стало новым направлением государственной социальной политики.

В настоящее время в вузах страны обучается 820 000 студентов. По поручению Президента был изучен социальный статус студентов и определено, что около 100 тысяч человек нуждаются в работе и дополнительном заработке. Среди них 7500 круглых сирот или студентов- инвалидов. Еще 4500 юношей и девушек включены в «книги» по различным социальным выплатам.

Принимаются меры по обеспечению единства теории и практики в высшей школе, чтобы студенты могли заниматься общественно полезным трудом в свободное время. В этом случае малообеспеченный студент, прежде всего, сможет решить часть своих социальных проблем. Во-вторых, производительность формируется как эксперт, который глубоко изучил область путем приобретения профессиональных навыков.

В зависимости от специализации во всех отношениях оправдана практика трудоустройства студентов по своей специальности. В системе педагогического образования закрепляются как теоретические, так и практические навыки при работе по специальности студентов-медиков, а также студентов инженерных специальностей, специалистов сельского хозяйства, архитекторов, связи, транспорта, экономики. Они развивают умственные способности, интеллектуальные способности. Самое главное, у студентов повысится любовь к выбранной профессии. Работают с большим энтузиазмом. Именно эта любовь и страсть делают человека совершенным. Она служит основой для его формирования как сильного, волевого, увлеченного, предприимчивого человека.

При просмотре очередного видеосовещания главы нашего государства по проблемам в сфере образования мое внимание привлек один момент. Президент смотрит на местных лидеров с большой уверенностью и решимостью. Ведь именно руководители организаций и учреждений организуют реализацию Стратегии развития государства на местах, доводя ее до эффективных результатов.

Говоря о реформах в сфере народного образования, Президент сказал: «Если руководители и педагоги будут действовать в соответствии с новым Узбекистаном, мы сможем воспитать наших детей в соответствии с требованиями времени. Наш народ доверяет нам свое самое большое богатство - своих потомков. Это огромная ответственность. Если мы это почувствуем, если будем истязать себя и реформировать школу, мы заложим задел на будущее». В этом сказанном утверждении есть определенная логика. Мы несем ответственность за будущее нации. Будущее создают наши дети. Он владеет ею. Мы заложим фундамент будущего, воспитывая наших детей, потомков нашего народа. Народ отдает свое будущее школе, продолжателя его жизни и родословной. Атмосфера в школе зависит от ее лидера. Каждый лидер создает уникальную среду в своей организации. В то же время нам нужны умные, предприимчивые, ответственные и организованные лидеры.

Говоря о проблемах высшего образования, глава нашего государства сказал: «Университет - это большая семья. Глава этой семьи - ректор. Родители доверили вам свое самое большое богатство, своего ребенка.

Поэтому ректоры должны встречаться с каждым студентом лично. Он знает реальную ситуацию, каждый месяц докладывает о семейном положении студентов, условиях, как они учатся, их проблемах и предложениях, и несет личную ответственность за этот вопрос», - сказал он. Итак, качество и эффективность образования зависит от того, как организована работа в каждом учреждении, насколько оно понимает суть проблемы и уровень выполнения поставленных перед нами задач при решении задач. Я много думаю о кадрах, которые глубоко понимают эту чрезвычайно сложную, ответственную задачу, требующую последовательности и постоянной работы.

Недавно прочитал в газете «Янги Узбекистан» статью ректора Самаркандского государственного института иностранных языков Илхомжона Тухтасинова. В целом система образования мне не чужда. Мои отношения с университетами крепки. В частности, я хорошо осведомлен о деятельности ряда вузов Самарканда. Прочитав эту статью, мы еще раз поняли, что ответственность, умение своевременно и качественно выполнять поставленную задачу, широкое использование внутренних ресурсов, умение направлять организационную работу в сложных условиях на поставленную цель, прежде всего все зависит от руководителя каждой организации. Во время работы я разговаривал с самим Тухтасиновым. Я видел в его образе лидера, чьи мысли были ясными, страстными, восторженными и смелыми. У нас в народе есть поговорка: «Кто хочет работать, тот ищет возможности, кто не хочет, тот ищет оправдания». Настоящий лидер не боится ответственности, он ищет возможности.

После видеоконференции о приоритетах трудоустройства студентов в высшие учебные заведения Центр занятости Самаркандского государственного института иностранных языков провел межфакультетский опрос и выявил 843 студента, нуждающихся в работе в связи с социальным давлением. В течение месяца 200 студентов, нуждающихся в социальной защите, были трудоустроены на вакансии института, различных учебных и языковых центров, общеобразовательных учреждений. Разработаны планы трудоустройства оставшихся 643 нуждающихся учащихся. Их планируется трудоустроить в языковых центрах и филиалах института в Нарпайском и Пайарикском районах. Заявлено, что 150 студентов будут трудоустроены путем привлечения к педагогической деятельности студентов со знанием языка не ниже В2 и С1.

За счет внутренних ресурсов института планируется предоставить студентам имеющиеся свободные помещения для организации платных курсов повышения квалификации, различных кружков, курсов информационных технологий, спорта, шитья и различных других услуг, таким образом трудоустроить еще 40 студентов.

Примечательно, что в настоящее время институт сотрудничает примерно со 100 престижными зарубежными вузами. Налажено сотрудничество с рядом учебных заведений Германии с целью обеспечения студентов работой, изучения зарубежного опыта, освоения передовых технологий в наиболее развитых странах.

В частности, в целях обеспечения трудоустройства студентов была достигнута договоренность с немецкими агентствами по трудоустройству The Simson Private Academy и Globalconsalt о наборе молодых выпускников со знанием немецкого языка на международном уровне не ниже В1, а затем о их трудоустройстве. К счастью, наши немецкие партнеры предложили тренироваться 3 месяца, оплачивать проезд, проживание и 3-х разовое питание, а также ежемесячную зарплату в районе 1000-1800 евро.

На встрече 29 марта с представителями Частной академии The Simson, Регионального агентства Тюрингии по подбору квалифицированных рабочих и Самаркандского государственного института иностранных языков достигнута договоренность • о создании центра профессиональной переподготовки и подписан меморандум о сотрудничестве.

В рамках партнерства выпускники со степенью В1 по немецкому языку пройдут начальную шестимесячную стажировку в различных областях в авторитетных немецких фирмах. В качестве дуального образования выпускники одновременно осваивают профессию и в совершенстве овладевают немецким языком. Это позволит выпускникам в будущем продолжить карьеру в соответствии с международными стандартами.

Наши мысли на примере Самаркандского государственного института иностранных языков - это просто капля в море. Мы имеем в виду повышение эффективности усилий для достижения великих целей.

Поэтому мы всегда должны помнить, что изучение опыта развитых зарубежных стран, подготовка кадров на уровне требований современной цивилизации - это опора нашего великого будущего. Экономическое и социальное развитие обеспечивают сильные, образованные, любящие свою нацию и добросовестные кадры. Как отметил глава нашего государства, только высокий интеллектуальный потенциал и большие интеллектуальные способности укрепят позиции нового Узбекистана в мировом сообществе. Это открывает ему путь к вхождению в ряды наиболее развитых стран. Итак, инновации ума, инновации мышления и знания - основа всех наших достижений.



  ...