Новый Узбекистан - это государство, развивающееся на принципах дружественного сотрудничества с мировым сообществом, строго придерживающееся общепринятых норм и принципов, касающихся демократии, прав и свобод человека, конечной целью которого является создание свободной, благополучной жизни для нашего народа.
В своем обращении к Верховному Собранию и нашему народу президент отметил, что надежная защита прав и свобод человека должна быть установлена как конституционная обязанность государства, следовательно, "сначала человек, затем общество и государство", идея, которую мы должны привить в наших Конституциях и в углубляйте как наши законы, так и нашу повседневную жизнь". Также в выступлении на 46-й сессии Совета ООН по правам человека он подчеркнул, что "мы продолжим работать над вопросами гендерной политики, направленной на радикальное повышение роли женщин в общественно-политической жизни нашей страны и в сфере бизнеса".
Именно человек и его интересы также являются главным фактором всех показателей на этапе сегодняшнего развития обновленного Узбекистана. Поэтому 2023 год был назван годом человеческого внимания и качественного образования. В наших реформах приоритет отдается служению людям, достижению согласия населения, проживанию с их болью, решению их проблем. В таких процессах большое внимание уделяется обеспечению прав и свобод человека, соблюдению открытости и прозрачности. В качестве ключевого результата и международного признания в этом направлении можно отметить, что Узбекистан впервые был избран в члены Совета ООН по правам человека сроком на три года — 2021-2023.
ГЕНДЕР И ПРОГРЕСС
На сегодняшнем этапе реформ систематически продолжаются реформы по защите прав и законных интересов женщин в стране, социальной поддержке обездоленных женщин, обеспечению гендерного равенства. Была принята стратегия по достижению гендерного равенства к 2030 году, чтобы вывести эти работы на новый уровень.
Брачный возраст для мужчин и женщин был установлен на уровне 18 лет, был отменен перечень случаев, при которых условия труда были неблагоприятными, в которых полностью или частично запрещалось применение женского труда. В системе внутренних дел была введена должность инспектора по делам женщин.
Указом нашего президента от 7 марта 2022 года "О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин" была утверждена национальная программа по повышению активности женщин во всех аспектах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы. Этим документом был установлен ряд мер, направленных на обеспечение социальных, политических и экономических прав женщин, и обеспечена их практическая реализация. В частности, в семьях, нуждающихся в социальной защите, для взрослых девочек была выделена квота в размере 4 процентов для обучения в высшем учебном заведении.
С 9 февраля 2022 года трудовой стаж для женщин, который рассчитывается путем добавления периода пребывания в отпуске по уходу за ребенком при расчете пенсий, был увеличен с 3 до 6 лет. Период с детства, с которым сталкиваются дети-инвалиды, учитываемый как трудовой стаж, был продлен с 16 до 18 лет.
С сентября 2022 года для женщин на частных предприятиях и в организациях за счет государственного бюджета установлены пособия по беременности и родам. Были введены беспроцентные образовательные кредиты для женщин, обучающихся в высших учебных заведениях, техникумах и колледжах, установлен порядок государственной компенсации контрактных платежей всех женщин, обучающихся в магистратуре.
Был введен порядок возмещения расходов по образовательным контрактам малообеспеченной семьи, сирот или студенток, лишенных родительской опеки, за счет дополнительных источников местного бюджета. Кроме того, был создан Алиментный фонд и установлена практика направления несовершеннолетнего ребенка на покрытие долгов, возникших в результате выплаты алиментов, в случае привлечения должника к уголовной ответственности за уклонение от материальной поддержки.
Реформы, направленные на радикальное повышение роли женщин в общественно-политической жизни и деловой сфере нашей страны, продолжаются. Была создана уникальная система подготовки социально активных женщин к руководящим должностям, их обучения, повышения квалификации. По итогам 2016 года число ведущих женщин в нашей стране составило 7%, к 2020 году это составит 12%, к 2022-27%, а среди предпринимателей - 25%.
Создана единая электронная база перспективных женщин, работающих в государственных органах и организациях, в которой сформирован резервный список из более чем 25 тысяч женщин-кандидатов на руководящие должности. В 2022 году при участии министерств и ведомств была разработана программа повышения активности женщин в государственном управлении, ориентированная на результативность.
Сегодня в системе государственных и общественных организаций около 1400 женщин работают на руководящих должностях на уровне республики и регионов, более 43 тысяч - на районном и городском уровнях. Из 150 депутатов, избранных в Законодательный орган, 48 или 32 процента составляют женщины. Эти результаты достигаются благодаря условиям, созданным в области политики и управления ради женщин, служащих на благо следующего дня нашей страны, никогда не будет преувеличением сказать.
Академия государственного управления и комитет по делам семьи и женщин разработали 552-часовую учебную программу для подготовки женщин-лидеров. На основе программы было обучено 100 активных женщин. Были сформированы и внесены в базу Национального кадрового резерва данные о 142 выпускницах-женщинах, окончивших Академию в 1996-2021 учебных годах. В то же время была создана единая информационная система для учета женщин, пострадавших от домогательств и насилия. Эффективно функционируют 29 центров реабилитации и адаптации женщин, в том числе 1 Республиканский центр, 14 территориальных центров и 14 образцовых межрайонных центров.
ПРАВОВАЯ БАЗА СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ПРОЧНОЙ
Женщины также вносят достойный вклад в процветание нового Узбекистана. Это результат реформ, проведенных в основных сферах жизни общества — укрепление престижа женщин в политической, экономической, социальной сферах, защита их прав и интересов.
В последующие годы проводится значительная работа по дальнейшему укреплению правовой базы для обеспечения гендерного равенства во всех областях. В целях укрепления законодательной и институциональной основы достижения этих целей было принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы всесторонней поддержки женщин, защиту их прав и законных интересов.
Национальное законодательство включало понятия "гендерная экспертиза" и "гендерный аудит". Был принят закон, упрощающий правовую базу процедуры усыновления. Усыновление также было разрешено тем, кто совершил менее тяжкие преступления и отбывал наказание с этим документом.
Также был принят закон, обеспечивающий гарантии прав женщин, находящихся в критических социальных ситуациях. На основании рекомендации ООН был принят закон "О защите женщин от домогательств и насилия" и другие соответствующие законодательные акты, введено понятие "бытовое насилие" в закон и ответственность за бытовое насилие как отдельную уголовную структуру. В настоящее время механизм защиты женщин от домогательств и насилия усовершенствован, а также разработан и внесен в законодательный орган законопроект, который устанавливает процедуру выдачи охранного ордера по решению суда сроком на один год.
К 2030 году в рамках стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан Центральной избирательной комиссией были разработаны 11 показателей, которые отслеживают участие женщин и мужчин на равной основе на всех этапах выборов с целью привлечения женщин и мужчин к избирательным процессам на равной основе, обеспечить равные права и возможности для женщин и мужчин При поддержании рейтинга отдельных кадровых единиц в государственных органах и организациях в течение 2022 года в качестве отдельного показателя было установлено обеспечение баланса женщин и трудовых прав.
Рамки правового регулирования трудовых отношений в Трудовом кодексе, принятом в 2022 году, были усовершенствованы в соответствии с международными стандартами трудовых прав человека. Именно в этот кодекс было введено более двадцати новых норм, защищавших трудовые права женщин. В частности, было усилено право граждан распоряжаться своими способностями к труду, реализовывать их в любой форме, не запрещенной законом, свободно выбирать вид обучения, профессию и специализацию, место работы и условия труда.
ОФОРМЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Узбекистан представляет систематический национальный периодический доклад о выполнении положений Международной конвенции и пактов в Совет ООН по правам человека. Был установлен парламентский надзор за соблюдением международных обязательств в области прав человека.
В рамках реализации Гендерной стратегии был рассмотрен вопрос имплементации конвенций Международной организации труда "Равные отношения и равные возможности для работающих женщин и мужчин: о работниках с семейными обязательствами", "о неполном рабочем дне", "о занятости" в наше национальное законодательство. Были разработаны предложения по целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Гаагской конвенции о международной процедуре взыскания алиментов на ребенка и других формах поддержки семьи. В настоящее время идет процесс согласования законопроекта о присоединении к этому международному документу.
В прошлом году Республиканской комиссией по повышению роли женщин в обществе, гендерному равенству и вопросам семьи были одобрены Национальный план действий по реализации резолюции Совета Безопасности ООН "Женщины, мир и безопасность" и дорожная карта на 2022-2025 годы. На основании этого документа было принято решение о принятии временных специальных мер по увеличению числа женщин на руководящих должностях, их поощрению.
Также была проведена работа по предотвращению случаев насилия в отношении женщин, расширению их защиты, усилению борьбы с торговлей людьми, включая торговлю женщинами и детьми, и повышению готовности и ответственности компетентных государственных органов по предотвращению риска насилия в отношении женщин.
Регулирование вопросов, касающихся прав трудовых мигрантов, имеет особое значение для Узбекистана. Таким образом, в 2019 году наша страна стала членом Международной организации по миграции. Специальный фонд был создан с целью поддержки лиц, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, защиты их прав и интересов. В 2022 году коалиция Cotton Campaign, объединяющая компании, производящие готовую хлопчатобумажную продукцию и торгующие хлопчатобумажными изделиями, сняла запрет на узбекский хлопок в знак признания полной ликвидации принудительного и детского труда в Узбекистане. Также, в ежегодном отчете Министерства труда США "Список товаров, произведенных с помощью детского и принудительного труда — 2022", узбекский хлопок был исключен из списка товаров, произведенных с помощью детского и принудительного труда.
Сегодня в нашей стране осуществляются конституционные реформы. Был подготовлен конституционный законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан". Законопроект был подвергнут гендерно-правовой экспертизе.
20 июля 2022 года в Ташкенте состоялась международная общественная дискуссия (консультация) на тему "отражение норм о правах женщин в конституциях мира". На мероприятии были выработаны предложения по дальнейшему развитию конституционно-правовой базы для обеспечения эффективной защиты достоинства, прав, свобод и законных интересов женщин.
Сегодня в нашей стране обеспечение прав и интересов женщин, гендерное равенство, развитие женского предпринимательства, создание для них новых рабочих мест, улучшение условий труда и быта стали приоритетом государственной политики. Это, в свою очередь, служит повышению престижа женщин в самых основных аспектах жизни общества — политической, экономической, социальной сферах, повышению активности в каждой сфере, и участие сестер в жизни общества увеличивается с каждым годом.
Малика Кадырханова,
Сенат Палаты Общин
Председатель комитета по делам женщин и вопросам гендерного равенства