Полная реализация в следственной деятельности благородной идеи «Во имя чести и достоинства человека», организация своевременного раскрытия преступлений в нашей стране являются одними из важных задач совершенствования деятельности следственных органов на основе принципа обеспечения верховенства закона и неотвратимости наказания за содеянное.
В связи с этим требуется кардинальное повышение эффективности системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в области следствия, отвечающей требованиям времени и осуществляемым в сфере реформам.
В целях поднятия на качественно новый уровень практики подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере расследования преступлений в условиях Нового Узбекистана, широкого внедрения в данной сфере передовых международных стандартов и современных информационных технологий, а также удовлетворения потребностей правоохранительных органов в высококвалифицированных кадрах:
1. Одобрить следующие предложения Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Государственного таможенного комитета и Министерства юстиции:
об образовании Правоохранительной академии Республики Узбекистан (далее – Академия) на базе Академии Генеральной прокуратуры и организации в ней системы непрерывного обучения, направленной на подготовку кадров в сфере расследования преступлений с обеспечением тесной связи с практикой на основании единого подхода;
о ликвидации Специализированного филиала Ташкентского государственного юридического университета (далее – Специализированный филиал) и передаче Академии его штатных единиц, учебной и материально-технической базы.
2. Определить основными направлениями деятельности Академии:
углубленную целевую базовую подготовку специалистов в сфере расследования преступлений с внедрением эффективной системы развития у обучающихся высоких моральных, психологических, аналитических и профессиональных качеств, сочетающихся с культурой беспрекословного соблюдения прав и свобод человека;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере следствия и других сферах правоохранительной деятельности на основе программ, направленных на формирование и развитие у них специальных профессиональных компетенций, доведение сути и содержания реформ в судебно-правовой сфере;
налаживание системы повышения квалификации и переподготовки работников государственных органов и иных организаций на основе специальных учебных программ в сфере противодействия коррупции и легализации преступных доходов;
внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения, направленных на развитие навыков самостоятельного ведения производства по уголовным делам, на основе эффективного определения методики и тактики расследования преступлений;
организацию учебного процесса на основе современных форм преподавания, педагогических и информационных технологий, направленного на обеспечение тесной связи теоретической подготовки с правоприменительной практикой, в том числе посредством дистанционного обучения;
организацию единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов прокуратуры, направленной на формирование и укрепление их знаний и навыков, в том числе по системному анализу и критическому мышлению, высокого чувства справедливости и ответственности за обеспечение законности;
подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров, проведение на системной основе комплексных научных исследований по наиболее актуальным вопросам правоохранительной деятельности, в том числе с привлечением национальных и международных грантов;
анализ и диагностику причин и условий совершения преступлений, в том числе в разрезе их отдельных видов на основе изучения материалов доследственных проверок и уголовных дел, а также методологическое и консультативное обеспечение деятельности по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью;
постоянное осуществление международного сотрудничества в области проведения совместных научных исследований в судебно-правовой сфере и обмена передовым педагогическим опытом, привлечение к учебному процессу квалифицированных специалистов ведущих высших образовательных и научно-исследовательских организаций зарубежных стран.
3. Образовать Координационно-попечительский совет Академии (далее – Попечительский совет) в составе согласно приложению № 1.
Определить, что Попечительский совет оказывает содействие деятельности Академии в следующих приоритетных вопросах:
утверждение направлений и специальностей образования в Академии в соответствии с потребностями обучения, целевое определение перспективных инициатив по организации и развитию учебного процесса;
организация эффективного сотрудничества с государственными органами, уполномоченными осуществлять дознание и предварительное следствие, а также судами в вопросах стажировок студентов и слушателей, а также трудоустройства выпускников;
установление и развитие целевого сотрудничества с образовательными и научными учреждениями, правоохранительными органами и зарубежными партнерами в сферах образования и науки;
организация оказания финансовой помощи, формирование внебюджетных средств, привлечение национальных и международных грантов для обеспечения развития Академии.
Возложить на каждого члена Попечительского совета персональную ответственность за всестороннюю реализацию определенных задач по оказанию содействия в эффективном функционировании и развитии Академии в пределах их компетенции.
4. Установить, что:
Академия является специализированным высшим образовательным и научно-исследовательским учреждением со статусом юридического лица, входящим в организационную структуру Генеральной прокуратуры;
Академия возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Узбекистан, по статусу, условиям транспортного и медицинского обеспечения приравниваемым к руководителям высших военных и специализированных образовательных учреждений;
Академия выступает правопреемником по правам и обязательствам Академии Генеральной прокуратуры;
не менее 30 процентов состава кафедр Академии, специализированных на сфере следствия, комплектуются высококвалифицированными специалистами с многолетним практическим опытом работы в подразделениях дознания и следствия органов внутренних дел, Службы государственной безопасности и таможенных органов;
на управленческий персонал и профессоров-преподавателей Академии распространяются условия оплаты труда, материального стимулирования и другие льготы, установленные для работников Генеральной прокуратуры, а на других работников – установленные для соответствующих работников высших образовательных учреждений.
5. Организовать в Академии начиная с 2023/2024 учебного года полноценный учебный процесс по двухступенчатой системе высшего образования – бакалавриат и магистратура в сферах следственной деятельности и других сферах правоохранительной деятельности, предусмотрев порядок, согласно которому:
обучение в бакалавриате осуществляется по очной форме обучения и направлено на целевую подготовку кадров путем преподавания профильных и юридических дисциплин, а также организации углубленной стажировки;
прием в магистратуру Академии по направлению следственной деятельности осуществляется из числа действующих работников (военнослужащих) подразделений, выполняющих задачи по дознанию и предварительному следствию, государственных органов, уполномоченных осуществлять данные функции (далее – уполномоченные государственные органы), и органов прокуратуры;
прием на обучение в бакалавриат и магистратуру Академии по направлению следственной деятельности осуществляется путем специального психологического отбора, письменного экзамена и тестовых испытаний, организуемых межведомственной приемной комиссией под председательством уполномоченного члена Попечительского совета;
срок обучения в Академии составляет три года – по программе бакалавриата, один год – по программе магистратуры по направлению следственной деятельности, с выдачей выпускникам дипломов установленных образцов, подтверждающих окончание соответствующего этапа высшего юридического образования;
ежегодные квоты приема в Академию по направлениям следственной деятельности составляют по программам бакалавриата – до 250 студентов, магистратуры – до 50 сотрудников уполномоченных государственных органов с высшим юридическим образованием, предложения по которым разрабатываются Попечительским советом исходя из потребностей уполномоченных государственных органов в разрезе регионов, а квоты приема на другие специальности магистратуры определяются Генеральной прокуратурой совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности.
Определить, что:
обучение в Академии организуется по государственным грантам и на платно-контрактной основе, параметры приема в бакалавриат и магистратуру по направлению следственной деятельности ежегодно устанавливаются Президентом Республики Узбекистан с учетом предложения Попечительского совета;
на поступление в Академию не распространяются льготы, предусмотренные в актах законодательства для определенных категорий абитуриентов при поступлении в другие высшие образовательные учреждения республики;
выпускники Академии по направлению следственной деятельности при приеме на службу (военную службу) в уполномоченные государственные органы назначаются исключительно на должности офицерского состава или предусматривающие присвоение классного чина;
на выпускников бакалавриата Академии, окончивших обучение по государственным грантам, возлагается обязательство проработать (прослужить) в уполномоченных государственных органах не менее трех лет;
обучение работников уполномоченных государственных органов, принятых на очную форму обучения в магистратуру по направлению следственной деятельности Академии, а также сотрудников органов прокуратуры, принятых на очную форму обучения в магистратуру по другим специальностям, осуществляется на бесплатной основе, и за ними на период обучения сохраняются занимаемая должность и среднемесячная заработная плата.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
работники уполномоченных государственных органов, добившиеся наивысших результатов по итогам обучения, по окончании магистратуры по направлению следственной деятельности Академии, как правило, назначаются на вышестоящую должность относительно ранее занимаемой должности;
период обучения в Академии сотрудников уполномоченных государственных органов включается в общий стаж службы (военной службы), дающий право выхода на пенсию, получения звания (чина) и исчисления выслуги лет, из расчета один год учебы за один год службы (военной службы).
7. Внедрить в Академии для работников уполномоченных государственных органов обязательный порядок профессиональной переподготовки и повышения квалификации по следующим учебным программам:
курсы профессиональной переподготовки в виде обязательной первичной специализации продолжительностью не менее 576 часов – для работников, принятых впервые на службу в уполномоченные государственные органы и назначенных на должности дознавателя или следователя, а также работников, впервые принятых на службу в органы прокуратуры;
курсы профессиональной переподготовки руководящих кадров продолжительностью не менее 576 часов – для кадров, состоящих в резерве на замещение руководящих должностей в органах прокуратуры;
курсы профессиональной переподготовки продолжительностью не менее 288 часов – для работников уполномоченных государственных органов в целях назначения на должности дознавателя или следователя;
курсы повышения квалификации продолжительностью не менее 144 часов – для работников подразделений дознания и следствия уполномоченных государственных органов, а также работников органов прокуратуры всех звеньев (не менее одного раза каждые три года).
Определить, что:
прием на курсы профессиональной переподготовки Академии осуществляется на основании рекомендации руководителей уполномоченных государственных органов;
работники, назначенные на должности следователя (дознавателя), и работники, впервые принятые на службу в органы прокуратуры, проходят курсы, указанные в абзацах втором и четвертом настоящего пункта, не позднее шести месяцев со дня назначения их на должность. Требование по прохождению данных курсов не распространяется на выпускников бакалавриата Академии или выпускников Академии Министерства внутренних дел по специальности «Следственная деятельность»;
за работниками уполномоченных государственных органов, обучающихся на курсах, входящих в систему переподготовки и повышения квалификации, сохраняется выплата фонда оплаты труда (денежного довольствия) в порядке и размерах, установленных по занимаемой ими должности.
8. Утвердить:
Структурно-логическую схему единой системы беспрерывного обучения кадров в сфере расследования преступлений согласно приложению № 2;
Структуру Правоохранительной академии Республики Узбекистан согласно приложению № 3;
«Дорожную карту» по эффективной организации деятельности Правоохранительной академии Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
9. Предоставить право:
а) Попечительскому совету вносить предложения по увеличению параметров приема по направлению следственной деятельности бакалавриата и магистратуры Академии с учетом потребностей уполномоченных государственных органов;
б) Генеральному прокурору:
организовывать учебный процесс в Академии в форме вечернего, заочного и дистанционного обучения по специальностям, кроме направления следственной деятельности;
вносить изменения в структуру Академии в рамках общей предельной численности работников и фонда оплаты труда, а также вводить дополнительные штатные единицы за счет средств, поступивших от обучения на платно-контрактной основе и платных услуг;
устанавливать дополнительные квоты приема на обучение на дифференцированной платно-контрактной основе, помимо установленных для Академии параметров приема;
в) Академии:
самостоятельно разрабатывать и утверждать квалификационные требования, учебные планы и программы по специальностям и направлениям обучения в бакалавриате и магистратуре с учетом потребностей уполномоченных государственных органов;
оказывать платные услуги по осуществлению научной, образовательной, издательской, полиграфической и иной деятельности, не запрещенной законодательством;
привлекать к деятельности Академии специалистов (консультантов, лекторов, преподавателей и других) на условиях почасовой и долгосрочной работы, а также устанавливать им соответствующие выплаты на платно-контрактной основе за счет внебюджетных средств с учетом фактической конъюнктуры на рынке труда;
г) начальнику Академии:
за счет внебюджетных средств выделять дополнительные индивидуальные стипендии одаренным студентам бакалавриата по рекомендации Совета Академии;
заключать с ведущими зарубежными высшими образовательными и научно-исследовательскими организациями меморандумы и соглашения о взаимном сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации кадров, а также осуществления совместных образовательных программ;
организовывать курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров уполномоченных органов зарубежных государств в рамках международного сотрудничества и двусторонних договоров.
10. Определить источниками финансирования деятельности Академии:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства, поступающие от платно-контрактного обучения в Академии;
средства, поступающие от оказания платных услуг, а также доходов за счет размещения временно свободных внебюджетных средств на депозиты в коммерческих банках;
внебюджетные средства, выделяемые государственными органами, входящими в состав Попечительского совета;
национальные и международные гранты, а также иные источники, не запрещенные актами законодательства.
Установить для Академии лимит на содержание шести единиц служебных легковых автотранспортных средств (в том числе 5 персонально закрепленных), а также двух автобусов.
11. Установить, что:
обучение по действующим учебным программам Специализированного филиала продолжается до окончания в установленном ранее порядке в Академии, в отношении слушателей сохраняются ранее установленные льготы и обязательства, а также выпускникам выдаются дипломы по соответствующей специальности;
дипломы установленного образца зарубежных образовательных организаций (бакалавриат, магистратура), выданные лицам, продолжившим обучение после завершения совместных образовательных программ и совместных факультетов Академии, признаются в качестве документа о высшем образовании без дополнительных административных процедур;
диплом об окончании магистратуры Академии при прохождении военной службы (службы) приравнивается к дипломам об окончании двухгодичной программы магистратуры Академии Вооруженных Сил, магистратуры второй степени Академии Министерства внутренних дел;
ставки обучения на платно-контрактной основе в Академии ежегодно устанавливаются Попечительским советом;
работники ликвидируемого Специализированного филиала принимаются на работу на имеющиеся штатные единицы и в пределах размеров оплаты труда Академии на основании срочного трудового договора, заключаемого в установленном законодательством порядке;
расходы, связанные с содержанием Академии за счет бюджетных средств, финансируются в 2022 году в рамках средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Узбекистан для Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции, а начиная с 2023 года – предусматриваются в параметрах Государственного бюджета.
12. Хокимияту города Ташкента (Артыкходжаев Ж.А.):
совместно с Генеральной прокуратурой принять все необходимые меры по полноценной организации и сдаче в эксплуатацию учебно-административного корпуса Академии до окончания 2023/2024 учебного года;
совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством высшего и среднего специального образования обеспечить временное выделение на бесплатной основе зданий общежития и аудиторных помещений в других образовательных учреждениях в целях организации в Академии учебного процесса студентов ликвидируемого Специализированного филиала до окончания строительно-ремонтных работ по возведению кампуса Академии.
13. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) начиная с 2023/2024 учебного года:
остановить прием в бакалавриат Академии Министерства внутренних дел по направлению «Следственная деятельность» с поэтапной передачей Академии учебно-методической и информационно-ресурсной баз в данной сфере;
принять меры по увеличению ежегодной квоты приема на учебную программу бакалавриата по направлению «Деятельность по профилактике правонарушений».
14. Советнику Президента Республики Узбекистан – Спичрайтеру Султанову Х.М. совместно с Генеральной прокуратурой (Йулдошев Н.Т.), Республиканским центром духовности и просветительства (Ходжиматов М.М.) в двухмесячный срок внести проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции по организации духовно-просветительской работы, предусматривающей меры по повышению мировоззрения, политической сознательности, духовного и интеллектуального потенциала, а также чувств патриотизма, преданности профессии и высокой ответственности у работников органов прокуратуры.
15. Генеральной прокуратуре (Йулдошев Н.Т.) в трехмесячный срок:
совместно с Министерством юстиции, ответственным за ликвидацию Специализированного филиала, принять организационные меры по сдаче-приему согласно настоящему Указу соответствующих зданий и сооружений, штатных единиц, учебно-методической и информационно-ресурсной баз, материально-технического и иного имущества;
совместно с Министерством внутренних дел, Национальной гвардией, Службой государственной безопасности, Государственным таможенным комитетом и Министерством инновационного развития внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий отдельный порядок приема и обучения по программам высшего и послевузовского образования в Академии, включающий критерии и механизмы открытого, всестороннего и объективного отбора;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
16. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Генеральной прокуратурой внести в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023–2025 годы предложения по выделению соответствующих средств на строительство, реконструкцию и оснащение зданий и сооружений, необходимых для современного кампуса Академии.
17. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
18. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2019 года № ПП–4166 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы подготовки кадров в сфере профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности», кроме абзацев первого – пятого и седьмого – восьмого пункта 5, абзацев первого – пятого пункта 6, абзацев первого, третьего, четвертого, шестого пункта 9.
19. Возложить на Генерального прокурора Йулдошева Н.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ