Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

Почему реформа образования является приоритетной в Узбекистане?



Любой вопрос, связанный с воспитанием подрастающего поколения, его перспективами, сегодня представляет интерес для общества. В конце концов, родитель, который думает о будущем своего ребенка, о благополучии своей семьи, живет заботой о том, чтобы грамотно воспитать своего сына и дочь. Это высшая цель каждого государства и общества, которое преследует важность и развитие своей родины, благополучие и перспективы своего народа.
В своем выступлении на торжественной церемонии, посвященной Тридцать одной годовщине государственной независимости Республики Узбекистан, президент отметил, что первой из 5 основных задач, которые будут выполнены в рамках стратегии развития до 2026 года, станет система образования. 
Идея совершенного человека уже давно является движущей силой не только нашего народа, но и всех обществ, стремящихся к прогрессу. Для этого необходимо множество факторов, таких как солидарность, единомышленники, справедливость и прозрачность и даже дружеская конкуренция. Итак, какие задачи стоят перед Министерством народного образования в этой связи? Наш разговор с министром народного образования Бахтиером Саидовым был посвящен этому и другим важным вопросам, связанным с отраслью.
- Национальная независимость, порыв народа — самый великий. Это наш главный долг - лелеять его, лелеять, как ученика, чтобы передать его следующим поколениям! Я бы хотел, чтобы эта концепция была понятна нашим людям, особенно нашим ученикам, которые сегодня растут за школьной партой. Гармоничное воспитание подрастающего поколения является высшим приоритетом перед государством и нашим обществом. Сегодня мир стремительно развивается, илмфан, техника постоянно совершенствуется. Естественно, что отставание в развитии - это перспектива страны, и это также подрывает свободу народа. 
Сегодня мир превратился в арену ожесточенной конкуренции и борьбы. В конкуренции и борьбе прошлых времен победа была одержана благодаря разнообразному оборудованию фабрик, в то время как в успехе нынешней борьбы качество знаний в школах занимает важное место. Не забывая об этом факте, мы должны заложить прочный фундамент для будущих побед наших детей.
Поэтому сегодня мы должны принять каждого мальчика и девочку, которые изучают буквы за школьной партой и вступают в мир знаний, как перспективу нашей страны, человека, неуязвимого для света! Поэтому естественно и оправданно во всех отношениях говорить о том, что образование и воспитательная работа подрастающего поколения в нашей стране является первоочередной задачей, стоящей перед государством и обществом.
- Эффект образовательных реформ проявляется в знаниях и потенциале студента. В этом смысле, какие новости сегодня делаются о развитии школьного образования и повышении эффективности деятельности учителей?
— В новом учебном году более 500 000 учителей проходят подготовку в более чем десяти тысячах школ нашей страны. Среди них много опытных преподавателей с уникальным стилем и подходом. Уже сейчас квалифицированный и образованный учитель заслужит уважение школьного коллектива, учеников и родителей.
Ряд нововведений сейчас внедряется в практику с целью дальнейшего совершенствования системы достойного стимулирования труда учителей, обеспечения справедливости и прозрачности при назначении поощрений и премий. Важным аспектом является то, что педагогический персонал имеет квалификационную категорию. Потому что профессиональные навыки и научный потенциал преподавателя оцениваются по определенным критериям.
Однако ни одна система не может дать самооценку. Потому что при таком подходе беспристрастность исчезает. Именно по этому принципу этот процесс осуществляется независимо государственной инспекцией по контролю качества образования. Мы требуем только, чтобы в этом процессе для учителей было проведено справедливое и прозрачное тестирование. Благодаря последовательным реформам в системе образования, чрезмерной бюрократии и мягкой обложке также был положен конец системе повышения квалификационной категории педагогических кадров.
Мы не ошибемся, если скажем, что это еще одна возможность для наших учителей, которые любят свою профессию, самоотверженны и квалифицированы. Уже сегодня педагоги могут повышать квалификационную категорию путем аттестации два раза в год. Благодаря этому учителю предоставляется возможность повысить свою ежемесячную зарплату. В результате этой системы качественная структура наших учителей в этом году резко возросла.
Важным стало то, что изначально был проанализирован состав педагогов (образование, категория, стаж работы), и, исходя из результатов, те, у кого не было достаточного опыта, кто нуждался в методической помощи, были привлечены к внеочередным курсам повышения квалификации. Согласно проведенным анализам, за прошедший год количество учителей с квалификационной категорией достигло почти 303 тысяч человек, что составляет 62,5% от общего числа педагогов.
В прошлом году этот показатель составлял 45,2 процента, в то время как три года назад он не достигал даже 30 процентов. Также в этом году количество учителей с высшей и первой квалификационными категориями достигает почти 143 тыс. человек, то есть 30,1%, при этом доля учителей с высшими квалификационными категориями составляет 9,1%. В 2021 году этот показатель составлял всего 5,7 процента. В свою очередь, доля учителей среднего образования, работающих в системе государственного образования, также снизилась с 9,5 процента до 7,3 процента.
Это также свидетельствует о том, что ряды учителей с высшим образованием в школах расширяются из года в год, а престиж педагогической профессии растет. С 2021 года была введена система выдачи международных сертификатов преподавателям иностранных языков, и на основе их подтверждения своих знаний стало возможным дальнейшее повышение их ежемесячной заработной платы прозрачным образом. Это привело к почти трехкратному увеличению числа преподавателей иностранных языков, которые за прошедший короткий период соответствовали международным стандартам.
Сегодня, в результате усилий каждого ученика по получению качественных знаний, приоритизации принципа равенства в образовании, даже школы в самых отдаленных районах обеспечены образованными и квалифицированными преподавателями. Важную роль в этом процессе сыграло введение процедуры выплаты дополнительных 100 процентов заработной платы самоотверженным и увлеченным своим делом учителям, работающим в школах отдаленных регионов.
Теперь 400 преданных своему делу учителей с высокой квалификационной категорией получают сумму, эквивалентную 1000 долларам США, за обучение наших детей в школах в самом отдаленном районе. Основываясь на таком положительном опыте, в апреле этого года глава государства поручил другим преподавателям естественных наук внедрить международную систему выдачи сертификатов и внедрить систему оплаты, достойную их труда, основанную на принципе уважения человеческого достоинства.
Соответственно, соответствующим совместным решением Министерств народного образования и финансов с 1 сентября 2022 года была разработана система дополнительного вознаграждения педагогического персонала с сертификатом Международной и национальной системы оценки. Благодаря этому не только учителя иностранных языков, но и учителя, успешно прошедшие сертификационный тест по предметам родного языка и литературы (узбекский язык и литература, русский язык и литература, каракалпакский язык и литература), математики, химии, физики, биологии, информатики и информационных технологий, теперь имеют удалось получить сертификат.
В этот момент я хотел бы упомянуть народную мудрость: "застой и неравенство формируют слабых людей. Слабые люди вызывают трудные периоды. Сложные периоды создают сильных людей. Сильные и жизнерадостные люди создают процветающие времена". К сожалению, период застоя прежнего тоталитарного режима и тот факт, что 20-25 лет назад внимание к образованию было не таким сильным, как сейчас, а скорее периоды вовлечения в различные сельскохозяйственные или другие общественные работы, которые, с точки зрения спроса, не входили в задачу учителя вместо науки и просвещения,
И этот слой остается беспомощным перед лицом сегодняшних проблем в образовании. В реформировании строительства Нового Узбекистана стремящиеся к активности педагогические кадры сталкиваются с такой сложной и священной задачей, как вывод образования из кризиса и создание светлых периодов для будущего наших детей. Я верю, что вместе с нашими самоотверженными учителями мы обязательно придем к этой цели!

- Сегодня, в дополнение к нынешнему директорскому фонду, был создан фонд министра для поощрения учительского труда. Скажите мне, каковы взаимно гармоничные и различные аспекты этих систем стимулирования? В общем, какие еще вещи, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы платить достойную плату за работу учителя, правильно организовывать его деятельность?
- Действительно, в профессии учителя много тяжелой работы. Я понял это еще в свой период, когда еще учился в школе, а позже в высших учебных заведениях, занимался научной деятельностью. Более того, поскольку в свое время моя мама работала учительницей, а моя бабушка директором школы, не будет ошибкой сказать, что я хорошо знаю трудности этой сферы. Рабочее время и образование, полученное учителем, не могут быть оценены по каким-либо критериям.
Но разделение неопытного учителя с его навыками, знатока своей науки и учителя, который сейчас выходит на поле, и адекватная оценка их работы также являются вопросом, актуальным во всем мире. В конце концов, это факт, что неопределенность или общая тенденция к формированию в каждой области приводит к ошибкам. В связи с этим 2 августа 2022 года было принято постановление Кабинета Министров "О мерах по организации деятельности фонда Министра народного образования", совершенствующее механизм достойного стимулирования труда учителей.
Это решение направлено на предотвращение случаев коррупции в образовательных учреждениях в определенных регионах, а также финансовых ошибок и недостатков, и служит для направления средств директорского фонда на правильную и конкретную цель. Эта система гарантирует, прежде всего, поощрение достойного учителя. В рамках этого процесса средства будут направлены на материальную поддержку учителей, достойных вознаграждения, на основе принципа "равенства для всех" и в соответствии с конкретными критериями.
Как интерпретируют некоторые предвзятые эксперты в социальных сетях, новая система никогда не приведет к уменьшению объема средств директорского фонда или месячной зарплаты учителей с более высокой категорией. Если это решение и положение о фонде министра народного образования читать со здравым смыслом, то новая система означает, прежде всего, регулирование распоряжения денежными средствами премии и материальной помощи из директорского фонда.
Согласно постановлению, действовавшему до августа 2022 года, предусматривалось, что из средств директорского фонда дополнительно до 40% месячной заработной платы учителей, добившихся наибольшей продвинутости и образовательной эффективности школы, устаме и сотрудникам была оказана материальная помощь и призовой фонд. Однако анализ показал, что местами руководители некоторых школ взяли за привычку распределять средства директорского фонда некоторым сотрудникам только в виде материальной помощи и призовых денег, вместо того, чтобы оплачивать вклад учителей в повышение качества образования.
В результате такой практики количество учителей, достойных вознаграждения, и размер выплачиваемого им вознаграждения из года в год уменьшались, а процент материальной помощи и призовых неуклонно увеличивался. Это также подтверждает наше мнение о том, что в 2021 году только 55% средств директорского фонда в одной школе было выделено ежемесячным магистрам за их вклад в повышение качества и эффективности образования педагогическим работникам, а остальные 45% были направлены на предоставление премий и материальной помощи.
Принимая во внимание, что средства директорского фонда, выделяемые из государственного бюджета, в первую очередь, должны быть направлены на продвижение передовых учителей в соответствии с их вкладом в повышение качества образования. В связи с увеличением числа негативных случаев, как указано выше, некоторые школьные руководители, которые опозорены из-за занимаемой должности, хронически записывали материальную помощь и призовые деньги на повторный показ фильма зрителям, представляя ровно одну группу за счет директорского фонда.
Правильно будет сказать, что происхождение подобных негативных ситуаций связано в первую очередь с тем, что положение о распоряжении средствами директорского фонда не устанавливает в конкретных критериях порядок и размер материальной помощи сотрудникам. И это обстоятельство в большинстве случаев приводило к тому, что средства директорского фонда расходовались неправильно. Например, в 2021 году в фонд заработной платы одной школы было выделено 787,5 млн. сумов, а в фонд директора - 175,5 млн. сумов.
Только 20 процентов средств директорского фонда были направлены педагогическим работникам на ежемесячное пособие, в то время как остальные 80 процентов были потрачены только на поощрение определенных сотрудников и оказание материальной помощи. Для того чтобы дать правовую оценку деятельности должностных лиц образовательного учреждения, допустивших подобные ситуации, соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы. В новой редакции положения был четко определен размер и условия предоставления материальной помощи из директорского фонда.
Случаи предоставления премии и денежной материальной помощи без причины были ограничены, но общая сумма, выделенная на поощрение учителей в школе, была сохранена. Был разработан порядок направления средств на выплату заработной платы преподавателю в соответствии с результатом работы, установления конкретных случаев оказания материальной помощи (когда сам работник и близкий родственник умерли, перенесли тяжелую болезнь, пострадали от стихийного бедствия), а также выдачи призовой фонд для определенной цели и в равных
Также через фонд министра, на основе единого принципа, внедрена практика установления ежемесячных надбавок в размере 5,5-кратной минимальной заработной платы для квалифицированных педагогических работников в стране (сейчас 5,1 млн. сумов), а также выплаты единовременной денежной премии передовым работникам в вводится такое же количество. Целевого фонда Министерства, который направлен на материальное стимулирование самоотверженных учителей, нет ни в одной системе. Именно поэтому это является наглядным доказательством большой чести профессии учителя нашего президента и его высокого внимания к образованию.
— В эти дни "было высказано много отзывов на волне беспокойства по поводу того, сохранится ли высшая квалификационная категория педагогов, которые работают учителями высшей категории в течение 15 лет, пожизненно, а также изменения размера ежемесячной заработной платы. Поэтому было бы уместно, если бы вы дали отдельный комментарий по этому вопросу.
- Квалифицированный учитель, любящий свою профессию, всегда отправляется на поиски новостей о предмете, который он преподает. В связи с положением учителя в обществе, изменениями в науке нашей страны и мира, инновациями в социальном развитии, я уверен, что для самоотверженного и активного учителя это всегда будет предметом бурного обсуждения и обратной связи.
Следовательно, учитель с высшей квалификационной категорией, который считает педагогическую профессию смыслом своей жизни, достижения своих учеников - своей радостью, всегда готов к любым испытаниям. В этом смысле я считаю, что нововведения и изменения в постановлении Кабинета Министров от 17 сентября 2021 года "О совершенствовании порядка аттестации педагогических кадров дошкольных, общих средних, средне-специальных, профессиональных и внешкольных образовательных организаций" не вызвали ни малейшего сомнения у наших истинно самоотверженных учителей.
Согласно Новому Порядку Положения, утвержденному на основании этого решения, было установлено, что педагогический персонал, сохранивший его в течение 15 лет после получения высшей квалификационной категории и имевший непрерывный стаж работы (в том числе в период декретного отпуска), не должен привлекаться к обязательной аттестации. Согласно действующей редакции, педагоги имеют высшую категорию и могут работать в статусе учителя с высшей квалификационной категорией пожизненно после 3-кратного подтверждения своей степени в ходе обязательной аттестации.
Например, молодой педагог, окончивший высшее учебное заведение в 2022 году, может воспользоваться возможностью пройти внеочередную аттестацию и выполнить требование о присвоении высшей квалификационной категории в 2024 году. Исходя из этого, требуется защищать категорию высшей квалификации в тестах, проводимых государственной инспекцией по контролю качества образования 3 раза в течение 15 лет (то есть каждые пять лет — в 2029, 2034 и 2039 годах).
После этого этому учителю предоставляется возможность работать в высшей квалификационной категории без каких-либо испытаний в своей дальнейшей педагогической деятельности, а также пользоваться своими привилегиями. В этом случае педагог может сохранить высшую категорию с 39-летнего возраста до окончания трудовой деятельности.
В предыдущей редакции этого регламента существовала неопределенность и неуверенность. То есть в течение первых 10-12 лет педагогической деятельности, когда учитель имеет вторую или первую квалификационную категорию и в прошлом году ему была присвоена высшая квалификационная категория, могло возникнуть ошибочное мнение, что вышеуказанное правило распространяется и на него. В целом, нет места для беспокойства по поводу уменьшения общей суммы, выплачиваемой педагогам в результате тех же изменений в уставе, что и выше.
— Еще одна тема, которая вызвала обсуждение на данном этапе, - это загруженность директора школы и его заместителей, а также, если вы прокомментируете правильное распределение установленных классных часов между ними.
— Еще в предыдущей редакции постановления Кабинета Министров от 15 октября 2021 года "О привлечении квалифицированных учителей в школы с высоким уровнем образования" главный сотрудник государственного образовательного учреждения имел возможность дополнить основную должность должностью учителя объемом до 10 часов в неделю.
В новом издании этот процесс был дополнительно уточнен. Это связано с тем, что в некоторых учебных заведениях было много случаев преподавания более 10 часов, несмотря на штатную единицу, занятую главным персоналом. И это связано с тем, что с юридической точки зрения исполнительные сотрудники, которые в дополнение к рабочей нагрузке заняли более 10 часов занятий, были вынуждены вернуть сумму сверхурочных в государственную казну.
Поэтому в Уставе новая редакция вышеупомянутого постановления, чтобы не было подобных недоразумений, финансовых ошибок и недочетов... было четко установлено, что независимо от государственного подразделения, занимаемого управленческим персоналом, обучать их можно только до 10 часов".

- Итак, чем важнее в обеспечении качества образования то, что учитель находит заслуги в своей деятельности, профессии, тем достойнее позиция руководящих кадров, которые дают справедливую оценку его труду, также имеет особое значение. Исходя из этого, какая работа проводится по подготовке молодых педагогических кадров и разработке новых требований к руководителю школы?
— В последние годы в отрасли было применено множество инноваций, связанных с международной практикой, чтобы вывести качество подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях на новый уровень. В частности, было принято постановление Президента "О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров". По его словам, государственным университетам Ургенча, Намангана, Гулистана был присвоен статус "Государственных педагогических институтов".
На базе Узбекско-финского педагогического института Самаркандского государственного университета был создан Узбекско-финский педагогический институт. На базе педагогических институтов Андижанского, Бухарского, Термезского, Каршинского государственных университетов была налажена деятельность Государственных педагогических институтов. Чирчикский и Джизакский государственные педагогические институты создаются как Чирчикский и Джизакский государственные педагогические университеты.
Кроме того, для того, чтобы студенты, обучающиеся по очной форме обучения в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, с нового учебного года могли повышать свою профессиональную квалификацию со 2-го курса, еженедельное обучение проводится в порядке "4+2". То есть 4 дня занятий организуются в высшем учебном заведении, 2 дня на базе стажировок в школе. Примечательно, что с приема 2023/2024 учебного года прием на заочную форму обучения по 14 образовательным направлениям высших учебных заведений, готовящих педагогические кадры, не осуществляется.
В то же время на заочную форму обучения по этим 14 другим направлениям принимаются лица со стажем педагогической работы не менее 5 лет, в том числе специалисты со средним специальным образованием, работающие в школах. Повышение качества образования в школах во многом зависит от потенциала педагогов, а также от современных лидеров, которые создают здоровую и стабильную духовную среду. Сегодня директора школы проходят предварительный отбор на основе открытых конкурсов и назначаются на должность по согласованию с районными (городскими) советами народных депутатов.
В соответствии с указом главы государства "Об утверждении национальной программы развития народного образования на 2022-2026 годы", с 1 января 2023 года кандидаты на должность директора школы будут отбираться только из числа лиц, имеющих сертификат об управлении и представленных в Район (Городского) Совета народных депутатов по
Сейчас в структуре Национального научно-исследовательского института повышения квалификации и переподготовки работников образования имени Абдуллы Авлони по новым методикам создан центр оценки уровня знаний и профессиональных навыков работников народного образования. Сейчас центр разработал процедуру выдачи сертификата менеджмента кандидатам на должность директора школы на основе специальных программ по работе в команде и общению с родителями, обучению менеджменту, финансовому учету и информационным технологиям, оценке их знаний и навыков.
Директор современной школы должен быть учителем и организатором, юристом и экономистом. Я считаю, что новая система станет важным фактором координации нашей деятельности в этом направлении, а также формирования современного управленческого кадрового резерва. Это факт, что сегодня, в быстро обновляющемся и совершенствующемся мире, только и исключительно благодаря состоянию науки, Образования и самообразования, люди начинают развиваться.
Я бы хотел, чтобы наш прадед Махмудходжа Бехбуди, который был просвещенным отцом, 100 лет назад был в сознании каждого нашего соотечественника: "стоять в мире - это светская наука и знание". В конце концов, ценность вдохновителя в человеке, семье и обществе, жаждущих просветления и духовности, также будет высока.



  ...