Азизжон Юлдошев,
Доцент кафедры конституционного права ТГЮУ,
Согласно статье 29 Конституции Республики Узбекистан, каждый человек имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Закрепление этого права в Конституции страны является одной из главных гарантий свободы слова, поскольку обязывает государство обеспечивать ее. Чтобы оценить уровень обеспечения свободы слова, мы должны сначала определить ее содержание.
Общепризнано, что свобода слова - это возможность свободно выражать свое мнение и убеждения по различным общественным и другим вопросам, как устно, так и письменно. Следовательно, свобода слова предполагает активные действия, широкие возможности для выражения мнений и может быть ограничена только в соответствии с законом.
Содержание свободы слова наиболее точно сформулировано в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно этой статье, каждый человек имеет право свободно придерживаться своих мнений и на их свободное выражение, что включает свободу искать, получать и распространять все виды информации и идей, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печатных или художественных форм выражения, или другими средствами по их выбору.
В соответствии с международно-правовыми нормами о свободе слова, статья 29 Конституции Узбекистана предоставляет каждому право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением информации, направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом. А в соответствии со статьей 67 Конституции средства массовой информации свободны и освобождены от цензуры.
В Узбекистане свобода слова обеспечивается законами "О средствах массовой информации", "О принципах и гарантиях свободы информации", "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления" и другими нормативными правовыми актами. Изучение законодательства показывает, что в Узбекистане существует правовая база и институты для обеспечения свободы слова.
Кроме того, государство гарантирует свободу деятельности и доступа к информации, право собственности на средства массовой информации, их защиту от незаконных решений государственных органов, действий или бездействия их должностных лиц, что также признается международным сообществом. Таким образом, Узбекистан занимает 133-е место из 180 стран в рейтинге Всемирного индекса свободы прессы на 2022 год и поднялся на 24 позиции по сравнению с прошлым годом.
Действительно, в 2022 году количество средств массовой информации в стране увеличилось почти на 30 процентов по сравнению с 2016 годом и составляет 1962, а количество онлайн-изданий за последние шесть лет почти удвоилось и достигло 677. "Kun.uz ", "эль туз", "qalampir.uz " и другие интернет-издания играют все более активную роль в оперативном освещении актуальных вопросов, объективных и критических выступлений.
По мере роста числа пользователей глобального Интернета в Узбекистане растет и роль социальных сетей в Узбекистане. Согласно статистике, в первой половине 2022 года число пользователей мессенджера Telegram превысило 18 миллионов, а статистика других пользователей социальных сетей выглядит следующим образом: Одноклассники - 16,7 миллиона, Facebook - 4,7 миллиона, Instagram - 3,7 миллиона, ВКонтакте - 2,6 миллиона, Linked-In - 288 тысяч и Twitter - 51,6 тысяча.
В социальных сетях создаются группы по различным интересам, в которых пользователи делятся информацией по актуальным вопросам. Например, в социальных сетях не только частные лица или организации, но и государственные учреждения открывают свои аккаунты и создают группы. Например, такие группы, как "Халк билан мулокот", "Maslahat.uz ", "Водители Ташкента" и другие.
Увеличение активности распространения информации в СМИ, социальных сетях и других средствах массовой информации в Узбекистане также связано с минимальными ограничениями свободы слова в соответствии с международными стандартами. Согласно части 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, субъекты ограничений должны быть установлены законом и иметь первостепенное значение:
а) уважать права и репутацию других людей;
б) для защиты государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Согласно статье 6 Закона Республики Узбекистан от 5 мая 2014 года № LRU-369 доступ к информации о деятельности государственных органов и управления ограничен, если указанная информация засекречена в установленном законом порядке как информация, составляющая государственную тайну или иную охраняемую тайну по закону. Перечень информации, относящейся к информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ к которой ограничен, а также порядок отнесения информации к такой информации устанавливаются законом. В то же время, согласно статье 6 от 12 декабря 2002 года № 439-II, ограничению не могут подлежать:
акты законодательства о правах и свободах граждан, порядке их реализации, а также устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, граждан' органы самоуправления, общественные объединения и другие неправительственные некоммерческие организации;
информация об экологических, метеорологических, демографических, санитарно-эпидемиологических, чрезвычайных ситуациях и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций;
информация доступна в открытых фондах информационно-библиотечных учреждений, архивов, ведомственных архивов и информационных систем юридических лиц, действующих на территории Республики Узбекистан.
Также ограничение свободы слова - это честь и достоинство человека. Согласно статье 40 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, клевета, то есть распространение заведомо ложных искажений, позорящих другое лицо, является административным правонарушением. Совершение тех же действий после применения административного взыскания является преступлением.
Как вы знаете, вспышка пандемии COVID-19 привела к ограничениям свободы слова во многих странах, поскольку это способствовало росту дезинформации. В ответ на эти растущие правовые проблемы ЮНЕСКО выпустила руководящие принципы для судей и судов как на национальном, так и на региональном уровнях, которые могут служить справочными материалами для применения теоретических основ международного права и стандартов защиты и поощрения свободы выражения мнений. В руководстве рекомендуются принципы, которым следует следовать при борьбе с распространением лжи во время пандемии.
В контексте пандемии COVID-19 некоторые штаты приняли законы по борьбе с дезинформацией. В Узбекистане за изготовление, хранение, распространение или демонстрацию материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку, в статье 244 Уголовного кодекса установлена ответственность. Согласно этой статье, изготовление или хранение с целью распространения материалов, направленных на создание паники среди населения, является преступлением.
В то же время развитие информационных технологий и связей с общественностью открывают новые возможности для обеспечения свободы слова в Узбекистане и требуют совершенствования законодательства. Среди населения набирают популярность социальные сети и мессенджеры, распространение информации в которых не регулируется законом.
В целях совершенствования законодательства в области свободы слова разрабатывается Информационный кодекс Узбекистана. Он должен стать нормативным документом, призванным унифицировать существующие законы. Ожидается, что благодаря этому кодексу будет должным образом осуществляться защита информации, будет обеспечена как свобода слова, так и информационная безопасность личности, общества и государства.