Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ



В Новом Узбекистане проводятся комплексные реформы, направленные на создание свободного и наделенного полномочиями гражданского общества. 

С 2017 по 2024 год было принято 64 нормативных правовых документа, направленных на непосредственную поддержку институтов гражданского общества и повышение их эффективности, что создало прочную правовую и институциональную базу для их общей поддержки. 
Президент в этой связи подчеркнул, что "обеспечение необходимых условий для свободного функционирования институтов гражданского общества, поощрение их активной роли в государственном и общественном управлении и дальнейшее совершенствование механизмов государственной поддержки будут оставаться в центре внимания".

Новый Узбекистан и гражданское общество: конституционно-правовые и организационные основы.

В Новом Узбекистане были предприняты значительные шаги по повышению эффективности институтов гражданского общества. 
Во-первых, недавно пересмотренная Конституция включает специальную главу о гражданском обществе, озаглавленную "Институты гражданского общества" (глава XIII). В частности, статья 69 устанавливает, что "основу гражданского общества составляют институты гражданского общества, включая общественные объединения и другие неправительственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан и средства массовой информации". 
Самое главное, что в новой редакции Конституции впервые в нашем национальном законодательстве был раскрыт состав институтов гражданского общества. Закреплен тот факт, что эти институты составляют основу гражданского общества. Кроме того, интересы институтов гражданского общества защищены в 5 статьях других глав Конституции Республики Узбекистан.
Во-вторых, развитие гражданского общества также определялось принятием Концепции развития на 2021-2025 годы, в которой основное внимание уделяется:
• Постоянное совершенствование правовой базы гражданского общества;
• Совершенствование механизмов государственной поддержки институтов гражданского общества;
• Содействие их активной роли в государственном и общественном управлении;
• Расширение их участия в государственных социальных проектах;
• Обеспечение большей прозрачности в гражданском обществе.
В-третьих, для поддержки этих институтов была создана демократическая организационная и правовая система. При Олий Мажлисе и региональных советах были созданы государственные фонды, что привело к значительной финансовой поддержке: за последние семь лет было выделено 1 трлн 916 млрд сумов на поддержку 2246 проектов — в 30 раз больше, чем в 2008-2016 годах. Кроме того, за три года региональные фонды поддержали 2120 проектов на сумму 140 миллиардов сумов. 
В-четвертых, в целях защиты прав и интересов инвалидов и дальнейшего усиления их социальной защиты Общество инвалидов Узбекистана, Общество глухих, Общество слепых, Ассоциация инвалидов Узбекистана и их почти 500 системных организаций полностью финансируются за счет государственные субсидии.
В-пятых, в рамках мер государственной поддержки институтов гражданского общества в каждом регионе были созданы "Дома дружбы и неправительственных организаций". 350 неправительственных организаций и национальных культурных центров были размещены в этих домах бесплатно.
В-шестых, регистрационные сборы для неправительственных организаций были снижены в среднем вдвое. Общественные объединения инвалидов, интеллигенции, женщин и детей были полностью освобождены от уплаты сбора. Срок перерегистрации сокращен с одного месяца до 15 дней.
В-седьмых, было отменено требование к неправительственным некоммерческим организациям получать разрешение судебного органа на осуществление своей деятельности, и их свобода действий была еще более расширена.
В-восьмых, упрощен процесс получения средств из внешних источников. Отменено требование об открытии специального банковского счета. Срок рассмотрения заявок на финансирование сокращен с 40 до 15 дней. Кроме того, в 5 раз увеличена сумма денег, которую можно получить без согласования с судебным органом. В результате международные гранты, привлеченные за последние 7 лет, превысили 125 миллионов долларов США.
В-девятых, цифровизация еще больше упростила предоставление услуг НПО, поскольку все государственные услуги доступны в электронном виде через портал e-ngo.uz. 
Наконец, институты гражданского общества стали непосредственными участниками и ближайшими партнерами масштабных и интенсивных реформ в Новом Узбекистане. Наиболее активные неправительственные некоммерческие организации, такие как общественный фонд “Соотечественники”, ассоциация “Хунарманд”, фонд “Соглом авлод учун”, “Всемирная ассоциация молодежи Узбекистана”, “Ассоциация инвалидов Узбекистана”, Центр “Прогрессивные реформы”. Непосредственное участие в этом принимают Ассоциация махаллей Узбекистана, Центр "Стратегия развития" и национальное движение "Юксалиш".

Перспективы институтов гражданского общества в Новом Узбекистане
Благодаря подписанному 26 августа 2024 года Указу Президента № 124 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственной поддержки институтов гражданского общества", проводимые реформы в Новом Узбекистане стали значительным шагом вперед. Этот указ направлен на создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки, повышение эффективности социальных программ и продолжение программы реформ.
В указе определены шесть ключевых направлений государственной поддержки, направленных на усиление роли институтов гражданского общества на данном этапе развития:
первое направление - дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества и полноценное использование их потенциала в развитии социально-экономической, политико-правовой, культурно-духовной и гуманитарной сфер;
второе направление - поддержка реализации инициатив, направленных на интересы общества и реальные потребности населения, направленных на решение текущих проблем, которые остаются на местах;
третье направление - дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;
четвертое направление - поощрение эффективного общественного мониторинга со стороны институтов гражданского общества для поддержки развития всех сфер государственной и общественной жизни.;
пятое направление - установление связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их объединениями;
шестое направление - укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание благоприятных организационных и правовых условий для осуществления ими своей деятельности.
Указ предусматривает следующие стимулы и возможности для институтов гражданского общества:
Во-первых, при парламенте создаются Общественный фонд поддержки институтов гражданского общества и его региональные отделения.
Теперь представители Сената и Законодательной палаты будут поочередно председательствовать в парламентской комиссии по управлению фондом. Это повышает эффективность управления фондом.
Во-вторых, при Юкоргу Кенгес (парламенте) Республики Каракалпакстан и местных советах будут созданы "Консультативные группы, состоящие из представителей институтов гражданского общества".
В-третьих, государственным органам было предоставлено право финансировать без конкурсов инициативные проекты институтов гражданского общества в области социального партнерства в размере до 1000 БЦВ (базовая расчетная стоимость).
В-четвертых, в целях расширения участия граждан в управлении государством и обществом предусматривается переход к процедуре председательства представителей института гражданского общества в общественных советах при государственных органах.
В-пятых, учитывая социальную значимость государственных грантов и проектов социального заказа, ставки налога на прибыль и социального подоходного налога в рамках таких проектов были снижены на 50% сроком на 3 года. Сэкономленные средства будут направлены на цели проекта и послужат повышению его эффективности.
В-шестых, в целях дальнейшего содействия созданию организаций инвалидов, ветеранов, женщин и детей, с 1 января 2025 года государственная пошлина за регистрацию таких организаций снижена в 2 раза.
В-седьмых, ежегодно в первую неделю декабря будет проводиться “Неделя гражданского общества”. В ее рамках представители сектора награждаются Парламентской комиссией нагрудным знаком "За вклад в развитие гражданского общества".
В-восьмых, будет учреждена национальная премия “Гражданская инициатива”, которая будет вручаться каждые два года Парламентским фондом.
В-девятых, будет введена номинация в области освещения деятельности институтов гражданского общества в международном конкурсе на соискание национальной премии “Золотое перо”, который традиционно проводится ежегодно среди журналистов.

Единая электронная платформа для институтов гражданского общества

В целях повышения прозрачности при распределении государственных субсидий, грантов и социальных контрактов в соответствии с Указом была запущена единая электронная платформа для институтов гражданского общества. Эта платформа направлена на совершенствование системы государственной поддержки институтов гражданского общества, обеспечение открытости и эффективности. 
Запуск единой электронной платформы обеспечит следующие результаты:
Первый результат: платформа позволяет институтам гражданского общества и широкой общественности активно участвовать в формировании приоритетных направлений конкурсов, организуемых Фондом при Олий Мажлисе. 
Второй результат: все этапы конкурса, от подачи заявок до окончательных результатов, будут полностью переведены в цифровую форму, что сведет к минимуму человеческий фактор. 
Третий результат: институты гражданского общества будут освобождены от чрезмерной бюрократии;
Четвертый результат: платформа облегчит цифровой мониторинг, заключение контрактов и отчетность. 
Пятый результат: Государственные органы смогут создавать социальные заказы в электронном формате. 



  ...