Обеспечение права на собственность в каждом государстве является важным фактором развития экономики страны. Со временем создаются новые формы и виды собственности, а это, в свою очередь, ставит перед государством новые задачи и функции по защите прав собственности от различных угроз и посягательств. Поэтому государство должно создать самые необходимые условия для обеспечения неприкосновенности собственности.
Следует отметить, что за последние 5 лет в Узбекистане были приняты комплексные меры в области обеспечения прав собственности.
Прежде всего, в этом направлении особое место занимает “Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы”, утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года.
В рамках Стратегии действий были определены задачи по обеспечению надежной защиты прав и гарантий частной собственности, дальнейшему расширению и упрощению процедур приватизации государственного имущества, а также созданию благоприятных условий для развития частного предпринимательства.
В результате было принято 5 законов и более 15 документов Президента Республики Узбекистан и постановлений Правительства в этом направлении.
Правовые основы обеспечения неприкосновенности собственности
Согласно ст. 164 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, право собственности - это право лица владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения любых нарушений его имущественных прав, кем бы они ни были. родом из .
Собственность в Республике Узбекистан выступает в частной и публичной форме. Частная собственность - это имущество, принадлежащее гражданам, хозяйственным товариществам и компаниям, кооперативам, общественным объединениям, общественным фондам и другим негосударственным юридическим лицам. Общественная собственность - это государственная собственность, состоящая из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность).
Здесь важно было не только провозгласить существование государственной и частной собственности, но и предоставить каждому равные права на осуществление экономической и иной деятельности, а также гарантировать равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Это означает равенство всех субъектов имущественных прав перед законом и судом и право на равную защиту со стороны государства.
Одним из основных законов, принятых за годы независимости, является Закон “О собственности в Республике Узбекистан". Этим Законом граждане приобретали право собственности, а государство гарантировало неприкосновенность собственности.
Неприкосновенность собственности заключается в воздержании от нарушения прав собственности всеми субъектами, выступающими против владельца. Изъятие имущества у собственника, а также ограничение его полномочий допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Согласно ст. 53 Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 года, частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и охраняется государством.
Владелец по своему усмотрению владеет, использует и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно наносить ущерб экологической среде, а также нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.
Эти конституционные нормы послужили основой для создания предпринимательского законодательства в Узбекистане, и за прошедший период оно сильно развилось.
24 сентября 2012 года был принят Закон Республики Узбекистан "О защите частной собственности и гарантиях прав собственников".
Следует отметить, что принятие этого Закона способствовало развитию экономических отношений в стране и усилило защиту прав собственности. Этот Закон усилил механизм обеспечения частной собственности, в частности, он установил нормы о том, что количество и стоимость имущества не ограничены, право на частную собственность бессрочно, а государство гарантирует восстановление нарушенного права на частную собственность, и все противоречия и неясности законодательства, которые не могут быть устранены, интерпретируются в пользу владельца.
В целях дальнейшего укрепления правовых механизмов защиты и гарантий неприкосновенности частной собственности Указ Президента Республики Узбекистан, принятый 3 августа 2019 года “О дополнительных мерах по усилению защиты частной собственности и гарантий прав собственников, коренным образом усовершенствовать систему защиты частной собственности". организация работы по поддержке предпринимательских инициатив, а также расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам и производственной инфраструктуре”.
Этот документ стал логическим продолжением проводимых реформ и в то же время обеспечил переход на качественно новый уровень государственной политики в этой сфере.
В Указе первоочередной задачей государственных органов является “установление системного надзора (контроля) за недопустимостью причинения ущерба частным владельцам путем нарушения их прав, в том числе незаконного ограничения и (или) лишения прав собственности, посягательства на частную собственность, в том числе необоснованных требований о передаче имущества или имущественных прав, а также наложение ареста на имущество или принуждение его отказаться от права на свое имущество” .
Вышеуказанные нормы полностью соответствуют статье 17 Всеобщей декларации прав человека (3) (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), которая устанавливает положения о том, что каждый человек имеет право владеть имуществом как индивидуально, так и совместно с другими. В то же время никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Следует отметить, что в июне 2022 года был разработан проект Конституционного Закона Республики Узбекистан “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан”, который 24 июня 2022 года был принят в первом чтении Законодательной палатой Олий Мажлиса.
Этот Конституционный закон предусматривает нормы, усиливающие защиту частной собственности. В частности, статья 53 Конституции предусматривает, что результаты разгосударствления и приватизации не подлежат пересмотру и отмене, а статья 531 Конституции предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
Несмотря на то, что государство осуществляет комплексные меры, направленные на обеспечение прав собственности, на практике существуют некоторые проблемы, связанные с имущественным законодательством, в частности, с приватизацией.
Например, согласно пункту 2 Указа Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию координации и управления малыми промышленными зонами” от 21 июня 2019 года, участники малых промышленных зон имеют право:
в установленном порядке оформить право собственности на здания и сооружения (или их части), возведенные за свой счет;
приватизировать здания и сооружения (или их части), в которых была проведена реконструкция или капитальный ремонт, за свой счет, но не ранее, чем через 3 года
с момента приобретения статуса участника малой промышленной зоны .
Однако на практике отсутствует механизм (порядок) реализации этого права. Это, в свою очередь, мешает участникам малых промышленных зон реализовать свое право на приватизацию зданий и сооружений, то есть предпринимателю был выделен земельный участок или неиспользуемый государственный объект на территории СИЗ (малой промышленной зоны), предприниматель построил здание или полностью его отремонтировал и с это выполнило его обязательства, но он не может приватизировать его или оформить право собственности на него из-за отсутствия механизма.
Для обеспечения реализации права собственности участниками СИЗ
целесообразно разработать Положение, определяющее порядок приватизации зданий и сооружений участниками СИЗ на территории малых промышленных зон.
В то же время следует отметить, что Республика Узбекистан не занимает высоких мест в международных рейтингах и индексах, связанных с предоставлением прав собственности.
В частности, согласно отчету Американского института стратегических исследований Heritage Foundation за 2021 год, по показателю “Права собственности” Индекса экономической свободы Узбекистан занял 108-е место из 178 стран и набрал по этому показателю всего 57,8 балла из 100.
Для повышения места и роли Узбекистана по показателю “Право собственности” целесообразно на постоянной основе проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам защиты прав собственности, а также создать национальный рейтинг по защите прав собственности в разрезе регионов республики и стимулировать сотрудников уполномоченных органов к обеспечению защиты собственности в регионах, занявших высокие места в этом рейтинге.
Механизмы изъятия земельных участков для государственных нужд
Одним из основных объектов имущественных прав является земельный участок. С принятием Закона Республики Узбекистан "О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения" от 15 ноября 2021 года земля начала активно использоваться физическими и юридическими лицами в качестве объекта собственности.
Изъятие земельных участков для общественных нужд, а также снос объектов, расположенных на изъятом земельном участке, является актуальной проблемой не только в нашей стране, но и во многих странах. Правовое регулирование изъятия земельных участков для общественных нужд и установленные механизмы в большинстве случаев вызывают протесты со стороны населения. В период до 2019 года при изъятии земли и предоставлении компенсации владельцам недвижимости в различных регионах Узбекистана имели место конфликтные случаи.
Для обеспечения имущественных прав собственников в этом направлении был принят Указ Президента Республики Узбекистан №5491 “О дополнительных мерах по безусловному обеспечению гарантии имущественных прав граждан и субъектов предпринимательства” от 3 августа 2019 года, которым установлено, что:
- принятие решений об изъятии земельных участков для общественных нужд допускается только после открытого обсуждения с заинтересованными сторонами, чьи земельные участки планируется изъять, а также оценки выгод и затрат;
- снос имущества, принадлежащего гражданам и субъектам хозяйствования, при изъятии земельных участков допускается после полной компенсации рыночной стоимости недвижимости и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием.
Также этим Указом был введен следующий механизм изъятия земельных участков:
Этап 1 - председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хаки областей и города Ташкента представляют в Кабинет Министров Республики Узбекистан сборник материалов по территории, планируемой к сносу;
Этап 2 - Кабинет Министров Республики Узбекистан готовит заключение по градостроительным требованиям и финансовым расчетам;
Этап 3 - подготовленное заключение представляется Премьер-министру Республики Узбекистан для рассмотрения и принятия решения о сносе.
Следует подчеркнуть, что принятие этого Указа помогло уменьшить проблемы, связанные со сносом на местах, и усовершенствовать процедуру изъятия земельных участков.
Во исполнение вышеуказанного Указа Президента 16 ноября 2019 года было утверждено Положение “О порядке изъятия земельных участков и выдачи компенсации владельцам объектов недвижимости, расположенных на изъятом земельном участке”.
Это положение установило точную процедуру изъятия земельных участков собственников и усилило механизм защиты прав собственников на недвижимость.
В частности, это положение предусматривает следующие правила:
- решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, а также города Ташкента или района (города) о сносе имущества, расположенного на конфискованном земельном участке, принимается только при наличии положительного заключения органов юстиции;
- соглашение о компенсации в связи с изъятием земельного участка между инициатором изъятия земельного участка и собственником имущества, расположенного на изъятом земельном участке, в обязательном порядке заверяется нотариально;
- принятие решения о сносе объекта недвижимости допускается по соглашению с владельцем имущества, расположенного на изъятых землях, а в случае возникновения спора - по решению суда при условии предоставления установленной компенсации в полном объеме;
- изучение наличия достаточных ресурсов (денежных средств, земли и другого имущества) для компенсации владельцам снесенной недвижимости.
Также пунктом 66 этого Положения установлено, что контроль за выполнением требований закона при изъятии земельных участков, сносе объектов недвижимости и предоставлении компенсации осуществляется прокуратурой.
Вышеуказанная процедура стала эффективным способом обеспечения имущественных прав собственников земли.
Однако следует отметить, что точная процедура и механизм изъятия земельного участка или его части для общественных нужд не были четко определены в Земельном кодексе Республики Узбекистан.
В ряде развитых зарубежных стран, таких как Южная Корея, Норвегия, Венгрия и др. процесс изъятия земельных участков регулируется на законодательном уровне, основанием для изъятия земельных участков является обеспечение общественных интересов (сформирован перечень оснований, включенных в категорию “общественные интересы”), в каждой стране разработан свой механизм разрешения споров.
После длительного изучения, прохождения демократических процессов и совершенствования механизма изъятия земли в Республике Узбекистан 29 июня 2022 года был принят Закон “О процедурах изъятия земли для общественных нужд с компенсацией”, который также подразумевает внесение изменений в 4 кодекса и
20 законов .
Следует отметить, что данный Закон более подробно регулирует существующий механизм и процесс изъятия земельных участков теперь закреплен на законодательном уровне.
Согласно статье 4 этого Закона предусмотрен окончательный перечень целей, которые являются основанием для изъятия земельных участков для общественных нужд, и запрещается изъятие земельных участков для других целей. В то же время земельный участок может быть конфискован только в крайнем случае, когда нет другого способа удовлетворить общественные потребности.
При изъятии участка его владельцу теперь должна быть выплачена компенсация:
рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на изъятом земельном участке;
рыночная стоимость права на изъятый земельный участок;
рыночная стоимость многолетних насаждений, расположенных на изъятом земельном участке;
расходы, связанные с переездом, включая временную аренду другого объекта недвижимости;
упущенная выгода, которая могла быть получена от использования земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, а также другие расходы и убытки правообладателя, предусмотренные законом или договором.
В качестве компенсации также производится единовременная выплата в размере 5 процентов от рыночной стоимости недвижимости, расположенной на земельном участке, за неудобства, причиненные правообладателю в связи с изъятием земельного участка.
Кроме того, закон расширил перечень объектов недвижимости, за которые будет выдаваться компенсация в случае изъятия и сноса. Сейчас при сносе домов, на которые не выданы кадастровые документы, но в то же время они расположены в границах населенного пункта и налоги за эту землю уплачены более
15 лет, компенсация будет выплачена.
Согласно вышеупомянутому Закону, все процедуры, связанные со сносом, будут осуществляться через электронные системы, включая учет принятых решений, контрактов и компенсаций.
Этот новый Закон даст возможность остановить недобросовестных застройщиков от попыток снести дома людей под любым предлогом и укрепит гарантии прав собственников на земельные участки и недвижимость, расположенные на этом участке.
Ответственность за нарушение имущественных прав
Наличие мер ответственности за нарушение прав собственности обеспечивает неприкосновенность собственности и гарантирует развитие отношений собственности в государстве.
Следует отметить, что в Республике Узбекистан до 2015 года нормативными документами не устанавливалась ответственность за нарушение прав собственности.
В связи с принятием Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, устранение барьеров для их ускоренного развития" от 20.08.2015 года, в Кодекс об административных правонарушениях внесены отдельные статьи Ответственность и Уголовный кодекс Республики Узбекистан, который устанавливает ответственность за нарушение имущественных прав.
В соответствии со ст. 2411 Кодекса об административной ответственности “Причинение должностным лицом или работником контролирующего, правоохранительного и иного государственного органа и государственной организации ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, то есть незаконного ограничения и (или) лишения прав собственности, посягательства на частную собственность, навязывания собственнику неприемлемые условия, включая необоснованное требование передачи имущества или имущественных прав, а также наложение ареста на имущество или принуждение его отказаться от права на свое имущество при отсутствии признаков мелкого воровства - влечет наложение штрафа от сорока до восьмидесяти базовых расчетных величин” .
Также за нарушение права на частную собственность предусмотрена уголовная ответственность после применения административного взыскания (статья 1921 Уголовного кодекса Республики Узбекистан).
Можно сказать, что установление ответственности за нарушение права на частную собственность потребовало развития отношений собственности в обществе и необходимости защиты прав и законных интересов собственников.
Следует отметить, что законодательство Республики Узбекистан предусматривает ответственность за нарушение имущественных прав только для должностных лиц (сотрудников) государственных органов.
Однако практика показывает, что право на частную собственность нарушается не только сотрудниками государственных органов, но и частными лицами.
Поэтому необходимо установить ответственность физических лиц также и за нарушение прав собственности.
Такая практика также существует в законодательстве зарубежных стран, например,
в Кодексах об административных правонарушениях Российской Федерации и Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного и для обеспечения дальнейшего улучшения защиты прав собственности, представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы:
- разработать Положение, определяющее порядок приватизации зданий и сооружений участниками СИЗ (малых промышленных зон) на территории малых промышленных зон;
- предусмотреть ответственность физических лиц за нарушение имущественных прав;
- проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам защиты прав частной собственности на постоянной основе;
- создать национальный рейтинг защиты прав собственности в разрезе регионов республики и стимулировать сотрудников уполномоченных органов по защите в регионах, которые занимают высокие места в этом рейтинге;
- усилить контроль за соблюдением законодательства, регулирующего защиту прав собственности.
Эльдор Махкамов
Директор Научно-исследовательского института правовой политики
Министерства юстиции Республики Узбекистан