В современных глобальных условиях поиск новых рынков сбыта имеет решающее значение, особенно в условиях сохраняющихся торговых ограничений. Эти усилия жизненно важны для повышения доходов населения, создания рабочих мест и увеличения производства. Свободный рынок также способствует повышению качества продукции, снижению затрат, технологическому прогрессу, рыночным реформам и интеграции в мировую производственную систему.
Текущая ситуация в сфере торговли
По состоянию на первое полугодие текущего года Узбекистан установил торговые отношения со 186 странами, достигнув внешнеторгового оборота в 31,8 миллиарда долларов. Только экспорт составил 13 миллиардов долларов, что на 5,5% больше, чем в предыдущем году. Китай лидирует в качестве основного экспортного направления Узбекистана с долей 18,5%, за ним следуют Россия, Казахстан, Турция и Корея.
Рост экспорта
Число узбекских экспортеров достигло 5682, за последние шесть месяцев было экспортировано товаров и услуг на сумму около 8,7 миллиардов долларов, без учета немонетарного золота. Этот показатель на 10,9% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Наибольшая доля внешней торговли в первом полугодии 2024 года пришлась на страны СНГ (11 миллиардов долларов), Ближнего Зарубежья (8,4 миллиарда долларов), другие страны (20,9 миллиарда долларов) и страны ЕС (3,1 миллиарда долларов).
Видение 2030: Стратегическая перспектива
В стратегии “Узбекистан - 2030” определены ключевые задачи по повышению экспортного потенциала национальной экономики и увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью. План направлен на удвоение экспорта до 45 миллиардов долларов, увеличение числа предприятий-экспортеров с 6500 до 15 000 и увеличение объема готовой продукции и полуфабрикатов в 3,3 раза. Кроме того, будет расширен экспорт готовой и технологической продукции в европейские страны в рамках GSP+ и других систем. Количество предприятий, отвечающих международным стандартам, увеличится в десять раз и достигнет 5000. В рамках инициативы “Новый Узбекистан - страна конкурентоспособной продукции” будут созданы специальные экономические зоны с 50 престижными мировыми брендами, а национальным брендам будет оказана поддержка на зарубежных рынках.
Поддержка местных предприятий
Был сформирован список из 1426 предприятий, призванный помочь местному бизнесу выйти на зарубежные рынки. В 2023 году 132 из этих предприятий получили природный газ и электроэнергию, 103 были ознакомлены с международными стандартами и сертификатами, 10 получили кредиты на экспортное финансирование в размере 4,8 млн. долларов США, а на повышение конкурентоспособности продукции было выделено 9,2 млрд. сумов. В результате 183 предприятия нашли иностранных партнеров и экспортировали в общей сложности 130 миллионов долларов. Кроме того, 2185 предприятий были вовлечены в экспортную деятельность на сумму 735 миллионов долларов.
Прогнозы на будущее
По прогнозам, к концу 2023 года экспорт Узбекистана (за исключением специального экспорта) достигнет 16,2 миллиарда долларов, что на 104% больше, чем в предыдущем году. Этот рост отражает стратегические усилия страны по расширению своих экспортных рынков и более глубокой интеграции в мировую экономику.
Экспортный бум в Узбекистане: ключевые факторы и перспективы на будущее
Объемы экспорта Узбекистана выросли, что обусловлено значительным ростом в нескольких ключевых секторах. Экспорт электротехнической продукции достиг 1 миллиарда долларов, увеличившись на 26%, в то время как экспорт автомобильной промышленности составил 682 миллиона долларов, увеличившись на 23%. Вклад нефтегазового сектора составил 509 миллионов долларов (рост на 10%), фармацевтики - 130 миллионов долларов (рост на 95%), транспорта - 1,6 миллиарда долларов (рост на 8%), туризма - 2,1 миллиарда долларов (рост на 32%) и информационных технологий - 487 миллионов долларов (рост на 73%).
Основные события в регионе
Город Ташкент и Хорезмская область лидируют по росту экспорта. Объем экспорта Ташкента достиг 1,9 миллиарда долларов, увеличившись на 9%, в то время как объем экспорта Хорезма достиг 340 миллионов долларов, увеличившись на 24%.
Полуфабрикаты и услуги
Экспорт полуфабрикатов вырос до 1,479 миллиарда долларов, увеличившись на 117%, увеличив их долю в структуре экспорта с 8,9% до 9,9%. Заметный вклад внесли медь и изделия из нее ($288 млн, рост на 117%), мучные изделия ($376 млн, рост на 131%), металлопродукция ($158 млн, рост на 124%) и нефтепродукты ($142 млн, рост в 3,4 раза).
Экспорт услуг также значительно вырос, достигнув 4,823 миллиарда долларов, увеличившись на 119%. Доля услуг в общем объеме экспорта выросла с 28% до 32% по сравнению с предыдущим годом.
Стратегические цели и сырье
Стратегическая ориентация на продукцию с высокой добавленной стоимостью привела к сокращению экспорта сырья, который составил почти 3 миллиарда долларов, или 79% от показателя предыдущего года. Доля сырья в структуре экспорта снизилась с 27% до 20%.
Система GSP+ и планы на будущее
Использование Узбекистаном системы “GSP+”, которая позволяет осуществлять льготные поставки 6200 видов товаров в Европейский союз, продлено до конца 2027 года. В 2023 году 1351 предприятие воспользовалось этой системой, получив поддержку в области стандартов, метрологии, сертификации, управления качеством, упаковки, маркировки и консультационных услуг. В 2024 году практическая помощь будет оказана 2000 предприятиям, 822 из которых будут внедрены международные стандарты. Цель этой инициативы - удвоить экспорт местной продукции на европейские рынки, достигнув 1 миллиарда долларов.
Система регистрации экспортеров (REX)
Товары, экспортируемые на европейские рынки, теперь регистрируются в Системе регистрации экспортеров (REX) в соответствии с правилами ЕС. Эта система позволяет указывать происхождение товара в счетах-фактурах без выдачи сертификатов, а таможенные органы ЕС предоставляют преференции в электронном виде. В настоящее время 1022 узбекских экспортера зарегистрированы в системе REX для получения льгот в рамках “GSP+”.
Стратегические усилия и реформы Узбекистана явно приносят свои плоды, обеспечивая стране дальнейший рост и более глубокую интеграцию в мировую экономику.
Новые торговые горизонты Узбекистана: стратегические шаги и планы на будущее
Преференциальные торговые соглашения
Преференциальные торговые соглашения Узбекистана с Пакистаном и Турцией, вступившие в силу 13 марта 2023 года и 1 июля 2023 года, соответственно, отменили или снизили ввозные таможенные пошлины на узбекскую продукцию в этих странах. Этот шаг призван укрепить торговые отношения и открыть новые рынки для узбекских товаров.
Расширение экспорта фруктов и овощей.
Для дальнейшего увеличения экспорта плодоовощной продукции в Китай, Южную Корею и Японию был разработан комплексный проект “Дорожная карта”. В этом проекте, который ожидает одобрения Правительственной комиссии по привлечению инвестиций, развитию промышленности и регулированию торговли, определены задачи для соответствующих министерств и ведомств. Ключевые инициативы включают:
Обеспечение участия местных предприятий в международных выставках и ярмарках.
Совершенствование транспортной инфраструктуры.
Размещение товаров на электронных торговых площадках.
Ускорение подписания соглашений о взаимной торговле.
Оптимизация частичного возмещения транспортных расходов при экспорте.
Упрощенное руководство по экспорту в ЕС
В настоящее время разрабатывается упрощенное руководство по экспорту плодоовощной продукции в ЕС. Это руководство поможет местным предприятиям получить знания и навыки, необходимые для использования системы общих преференций GSP+, что облегчит их выход на европейские рынки. Конкуренция с производителями из ЕС будет стимулировать узбекских производителей модернизировать производство и снижать издержки.
Снижение барьеров и издержек
Предпринимаются усилия по снижению тарифных и нетарифных барьеров при импорте необходимого сырья и снижению транспортных расходов при доставке экспортных товаров в ЕС и третьи страны. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности узбекских товаров на внешних рынках.
Глобальная экономическая интеграция
Интеграция Узбекистана в мировую экономику продвигается быстрыми темпами, при активном участии в международных экономических организациях. Страна уделяет приоритетное внимание своему членству во Всемирной торговой организации (ВТО), чтобы воспользоваться едиными торговыми правилами, которые либерализуют и снижают торговые барьеры. Более тесное сотрудничество с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) также расширит возможности экспорта отечественной продукции и поможет местным предприятиям адаптироваться к конкурентной среде.
Поддержка предприятий-экспортеров
Для диверсификации экспортной продукции и рынков Узбекистан развивает “горизонтальное и вертикальное сотрудничество” между министерствами, ведомствами, коммерческими банками и органами местного самоуправления. Эти скоординированные усилия поддерживают организации-экспортеры от производства до зарубежных потребителей. В республиканский и региональный экспортный штаб поступило 382 обращения от предприятий-экспортеров, по 255 из которых были приняты положительные решения.
Стратегические инициативы и реформы Узбекистана прокладывают путь к устойчивому росту экспорта, позиционируя страну как конкурентоспособного игрока на мировом рынке.
В 2023 году финансовая помощь Агентства по содействию экспорту позволила увеличить экспорт на 2,4 миллиарда долларов. К числу конкретных достижений относятся::
Решен 41 из 59 вопросов по кредитам на пополнение оборотных средств.
Продлены 6 из 11 сроков кредитования.
Обработано 65 из 87 деклараций по налогу на добавленную стоимость.
решена 91 из 108 проблем, связанных с бесперебойным электроснабжением и природным газом.
52 из 117 проблем, связанных с таможенным контролем, карантинным досмотром и другими областями.
Банковская поддержка
Через 18 коммерческих банков 334 предприятиям было выделено 284 миллиона долларов на торговые операции, связанные с экспортом, и кредиты на предэкспортное финансирование, что привело к увеличению объема экспорта на 330 миллионов долларов.
Инициативы в области электронной коммерции
Современные платформы онлайн-торговли сыграли ключевую роль в поиске и освоении перспективных зарубежных рынков. В 2023 году Агентство по продвижению экспорта предоставило 4,2 миллиарда сумов 112 местным предприятиям-экспортерам для регистрации на таких платформах, как Alibaba, Global Pulps, EuroPages, Tendata и Pulscen. Эти предприятия представили более 8500 наименований продукции, что привело к значительному увеличению экспорта и росту интереса к электронной коммерции.
Национальный павильон на Alibaba