В целях обеспечения исполнения Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, Стратегии «Узбекистан – 2030» и Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах, создания системы государственной поддержки институтов гражданского общества, основанной на принципах прозрачности и здоровой конкуренции, а также дополнительных условий для повышения эффективности социально значимых программ:
1. Определить основными направлениями государственной поддержки институтов гражданского общества:
дальнейшее повышение активности институтов гражданского общества в жизни государства и общества, полноценное использование
их потенциала в развитии социально-экономической, культурно-духовной и гуманитарной сфер;
оказание содействия реализации инициатив, нацеленных на интересы общества и реальные потребности населения, а также направленных на решение актуальных проблем, сохраняющихся на местах;
дальнейшее развитие взаимовыгодного социального партнерства между государственными органами и институтами гражданского общества;
стимулирование осуществления институтами гражданского общества действенного общественного контроля на пути содействия развитию всех сфер жизни государства и общества;
налаживание связей институтов гражданского общества с соотечественниками за рубежом и укрепление сотрудничества с их зарубежными ассоциациями;
укрепление материально-технической базы институтов гражданского общества и создание им благоприятных организационно-правовых условий для осуществления деятельности.
2. Поддержать следующие инициативы палат Олий Мажлиса, Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента (далее – местные кенгаши), а также общественных комиссий по социальному партнерству при них:
слияние общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных кенгашах и образование на их базе Общественного фонда по поддержке институтов гражданского общества при Олий Мажлисе (далее – Фонд), а также его отдельных подразделений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее – отдельные подразделения);
создание Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда (далее – Парламентская комиссия) из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса, в которой ежегодно председательствуют представители палат парламента в порядке очередности, привлечение к ее деятельности заинтересованных министерств и ведомств, а также активных представителей общественности;
передача Парламентской комиссии полномочия по награждению представителей институтов гражданского общества и инициативных граждан нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун» («За вклад в развитие гражданского общества»);
налаживание на общественных началах деятельности консультативных групп из числа представителей институтов гражданского общества
при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных кенгашах, содействующих эффективной реализации задач, относящихся к их компетенции.
3. Принять к сведению, что:
Фонд состоит всего из 45, в том числе исполнительный аппарат – из 17, отдельные подразделения – из 28 штатных единиц;
расходы на содержание деятельности исполнительного аппарата Фонда, оплату труда работников покрываются за счет республиканского бюджета Республики Узбекистан, аналогичные расходы отдельных подразделений – за счет бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента соответственно;
порядок организации деятельности Фонда и условия оплаты труда его работников определяются палатами Олий Мажлиса.
4. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса в двухмесячный срок внести изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О социальном партнерстве» и другие законодательные акты, а также пересмотреть свои постановления в связи с совершенствованием системы государственной поддержки институтов гражданского общества.
5. Снизить на период с 1 октября 2024 года до 1 октября 2027 года на 50 процентов ставки налога, установленные по следующим видам налога, уплачиваемого в рамках проектов государственных грантов и социальных заказов, осуществляемых за счет средств Фонда:
налог на доходы физических лиц, уплачиваемый с доходов специалистов, привлеченных к проекту на основе трудового и гражданско-правового договоров, полученных в виде оплаты труда;
социальный налог, уплачиваемый негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и органами самоуправления граждан по расходам оплаты труда.
6. Согласиться с предложениями Министерства экономики и финансов и Министерства юстиции:
о повышении необлагаемого налогом размера благотворительных пожертвований в виде денежных средств, непосредственно передаваемых в течение налогового периода благотворительными организациями членам семей, включенных в «Единый реестр социальной защиты», с пятнадцати миллионов сумов до стократного размера базовой расчетной величины;
о взимании с 1 января 2025 года государственной пошлины, установленной для государственной регистрации общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей, с уменьшением ее в два раза.
Министерству юстиции совместно с Министерством экономики и финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс и Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», вытекающих из настоящего пункта.
7. Установить порядок, в соответствии с которым:
общественные фонды, не имевшие денежный оборот на банковских счетах в течение одного календарного года, проводят аудиторскую проверку своей деятельности в данном календарном году в добровольном порядке;
ежегодно министерства и ведомства организуют конкурсы по предоставлению социального заказа институтам гражданского общества за счет внебюджетных средств. При этом конкурсы в приоритетном порядке ориентируются на решение наиболее актуальных проблем в сфере защиты прав человека, формирования непримиримой среды к коррупции, а также в области образования, медицины, экологии, строительства, транспорта, коммунального хозяйства, занятости, оказания социальных услуг и других;
не реже одного раза в год министерствами, ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента проводится открытый диалог с представителями отраслевых и региональных институтов гражданского общества;
институтам гражданского общества предоставляется право вносить предложения в заинтересованный государственный орган о получении государственных социальных заказов для реализации инициативных проектов, предусматривающих действенное решение проблем, имеющихся в соответствующих сферах и отраслях. При этом в случае положительной оценки инициативного проекта общественным советом при государственном органе в соответствии с установленным порядком, допускается предоставление его инициатору за счет внебюджетных средств государственного органа социального заказа путем заключения прямого договора до тысячекратного размера базовой расчетной величины.
8. Определить, что:
председатели общественных советов при государственных органах (далее – общественные советы) утверждаются из числа представителей институтов гражданского общества;
ежегодно оценивается эффективность деятельности общественных советов и объявляются результаты оценки;
активные члены общественных советов материально поощряются за счет внебюджетных средств государственного органа.
Рекомендовать Движению «Юксалиш» ежегодно оценивать эффективность деятельности общественных советов и публиковать результаты на своем официальном веб-сайте и в социальных сетях.
9. Государственным органам, а также Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:
в двухмесячный срок реорганизовать деятельность общественных советов, находящихся при них, в порядке, установленном актами законодательства, а также на основе требований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа;
обеспечить предоставление Движению «Юксалиш» информации о деятельности общественных советов по его запросу.
10. Министерству юстиции в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона по совершенствованию Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле» с точки зрения дальнейшего расширения механизмов общественного контроля. При этом предусмотреть:
действенные формы общественного контроля, основанного на передовом зарубежном опыте;
механизмы и процедуры реализации каждой формы общественного контроля;
конкретный порядок и сроки оформления итоговых документов по результатам общественного контроля, внесения их в объект общественного контроля и рассмотрения;
упорядочение деятельности общественных советов при государственном органе.
11. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Министерства юстиции, Ассоциации махаллей Узбекистана, Движения «Юксалиш», Центра «Стратегия развития», Центра анализа демократических процессов, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Союза журналистов Узбекистана:
о проведении ежегодно в первую неделю декабря «Недели гражданского общества», в ее рамках – встреч и диалогов в Олий Мажлисе, Министерстве юстиции с представителями негосударственных некоммерческих организаций, организации мероприятий по стимулированию институтов гражданского общества, в том числе награждении нагрудным знаком «Фуқаролик жамиятини ривожлантиришга қўшган ҳиссаси учун»;
об учреждении национальной премии «Фуқаролик ташаббуси» («Гражданская инициатива»), вручаемой Фондом каждые два года;
об учреждении номинации в направлении освещения деятельности институтов гражданского общества в международном конкурсе за национальную премию «Олтин қалам», традиционно проводимом каждый год среди журналистов.
Министерству юстиции в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект положения о порядке награждения национальной премией «Фуқаролик ташаббуси».
Установить, что расходы, связанные с проведением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, покрываются за счет средств, выделяемых Фонду, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
12. Одобрить предложение Законодательной палаты Олий Мажлиса и членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана о предоставлении председателю данной ассоциации права участвовать на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и ее комитетов (комиссий) в качестве представителя негосударственных некоммерческих организаций.
Принять к сведению, что представитель негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения по внедрению действенных механизмов социального партнерства и общественного контроля, правильному применению их на практике, а также представляет права и интересы негосударственных некоммерческих организаций.
13. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно разрабатывать и вносить
на утверждение в Кабинет Министров программу привлечения институтов гражданского общества к реализации программ социально-экономического развития на основе социального партнерства.
14. Министерству цифровых технологий совместно с Фондом с 1 октября 2024 года запустить единую электронную платформу, направленную на обеспечение прозрачности всех процессов, связанных с выделением институтам гражданского общества государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также предусматривающую следующие основные возможности:
формирование институтами гражданского общества и широкой общественностью направлений конкурсов и непосредственное участие в их обсуждении;
отправка проектов для участия в конкурсах и подача заявок для получения государственной субсидии, отслеживание за процессами их рассмотрения и оценки.
получение в режиме онлайн документов, требуемых от участников конкурса путем интеграции электронной платформы в базу данных государственных органов.
15. Министерству юстиции совместно с Ликвидационной комиссией Центра развития гражданского общества обеспечить направление имущества Центра развития гражданского общества на нужды негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере.
16. Министерству экономики и финансов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета расходы, связанные с поддержкой институтов гражданского общества согласно обоснованным расчетам Парламентской комиссии.
17. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
18. Возложить на министра юстиции Ташкулова А.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности ответственных исполнителей возложить
на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Давлетова Р.К.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев