Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

Духовность, просвещение, луч добра. Яркое проявление реформ в стране



Просыпаясь каждое утро, мы радуемся, когда лучи солнца светят в окно. Это явление словно подтверждает, что после тьмы обязательно наступит свет, что всегда побеждает добро и продолжается жизнь. Оно придает нам сил, поднимает настроение.

Такими лучами являются наука и просвещение. Если лучи солнца обеспечивают жизнь на земле, то луч просвещения помогает людям жить спокойно и мирно, благополучно, по законам добра, позволяя развиваться и добиваться прогресса.

Край великих мыслителей

Узбекистан — родина великих ученых, мыслителей. Этот край, известный как Мовароуннахр, издавна был центром просвещения, перекрестком цивилизаций. На этой священной земле выросли ученые, распространившие лучи науки и просвещения на весь мир. Они заложили основу для многих направлений науки, стали путеводной звездой мировой цивилизации.

В деятельности Президента Шавката Мирзиёева, нацеленной на приумножение славы нашей Родины, особое место занимают инициативы по распространению света науки на весь мир. Такой вывод позволяет делать и участие нашего лидера в церемонии открытия новой школы в городе Физули во время недавнего визита Президента Узбекистана в Азербайджан.

Как известно, за минувшие почти 30 лет в результате военных действий Физули был полностью разрушен и превратился в город-призрак. После начала восстановительных работ в 2020 году сюда постепенно возвращается жизнь. Возводятся жилье, социальная и транспортная инфраструктура.

В такой важный и тяжелый период Узбекистан продемонстрировал свою солидарность с Азербайджаном. Руководитель нашей страны на прошедшем 31 марта 2021 года неофициальном саммите Тюркского совета подчеркнул, что Узбекистан готов внести свой вклад в восстановление памятников, объектов просвещения и культуры в Карабахе. И это реализовалось.

Строительство в городе Физули современной школы, рассчитанной на 960 учеников, стало практическим воплощением инициативы Президента Узбекистана. В этой школе, носящей имя Мирзо Улугбека, 40 классов, шесть лабораторий, два кабинета информатики, пять функциональных учебных кабинетов, актовый и спортивный залы, столовая, библиотека. На ее территории находятся футбольное поле, места для отдыха и проведения мероприятий, беговая дорожка. Новая школа послужит дальнейшему сближению наших народов, приобщению юных азербай­джанцев к богатой истории и культуре Узбекистана, наследию наших великих предков. 

Это не первое благое дело, нацеленное на распространение науки и просвещения. Несколько лет назад именно по инициативе главы нашего государства в Термезе был открыт образовательный центр для молодежи Афганистана. Не каждому под силу посвящать себя распространению лучей образования, науки и просвещения в нынешний период, когда руководители некоторых государств гонятся за авторитетом и рейтингами.

Нет спасения, кроме науки

Основой развития и силой, делающей страну могучей, а нацию — великой, являются наука, образование и воспитание. Именно наука и просвещение ведут человека к совершенству, придают ему уверенность. Ярким подтверждением данной мысли являются слова Имама Бухари о том, что в свете нет и не будет другого спасения, кроме науки.

Неслучайно Президент Шавкат Мирзиёев в своих выступлениях подчеркивает: «Завтрашний день, благополучие планеты зависят от того, какими людьми вырастут наши дети.  Наша ключевая задача — обеспечить условия для самореализации молодежи». 

Сегодня, когда мир стремительно меняется, когда появляются разные угрозы, мешающие стабильности и надежному развитию народов, очень важно уделять внимание просвещению и духовности, нравственному воспитанию, стремлению молодежи получать новые знания. Именно образование и просвещение считаются основными факторами благополучия человечества, призывают людей к доброте, побуждают быть щедрыми, терпеливыми.

За последнее время на планете произошли резкие геополитические изменения. В международном масштабе разрушается система безопасности и стабильности. Ускорение процесса глобализации не только расширяет возможности человечества, но вместе с тем приводит и к обострению противоречий, росту разницы между развитыми и отсталыми государствами. Как результат, совершаются действия, представляющие угрозу миру и безопасности, имеющие транснациональный характер по своей сути и по своим масштабам. Все это объясняется отсутствием внимания к знаниям, просвещению.

Последствия вооружения

В настоящее время, когда противоречия между могучими государствами мира нарастают, когда более двух триллионов долларов в год расходуется на производство и закупку оружия, не каждому государству под силу поддерживать науку и просвещение, выделять для этой цели огромные средства. По расчетам ученых, общий годовой объем затрат на военную сферу в пять раз превышает объем затрат, необходимых для охраны окружающей среды.

Согласно изречению, приписываемому Альберту Эйнштейну, на вопрос: «Какое оружие будет использоваться в Третьей мировой войне?» он ответил: «Я не знаю, какое оружие будет использоваться в Третьей мировой войне, но Четвертая мировая война будет вестись палками и камнями». Тем самым великий ученый образно сказал, что если случится Третья мировая война, то в результате нынешняя цивилизация погибнет.

Эти слова предупреждают человечество. Однако за время, прошедшее после того, как они были сказаны, оружия массового поражения изготовлено еще больше, и оно усовершенствовано. Как результат, накопленные запасы ядерного оружия превысили 50 тысяч мегатонн тринитротолуола, а это в 10 тысяч раз больше взрывчатых веществ всех видов, которые были использованы во Второй мировой войне. Другими словами, имеющимися нынче боеприпасами можно 50 раз уничтожить население Земного шара, или на каждого жителя планеты приходится по 3,5 тонны взрывчатых веществ.

Когда пушка гремит, она убивает людей, а когда молчит — разоряет своего производителя. С экономической точки зрения оружие никогда не должно бездействовать. Даже в мирное время разрушающее оружие с момента своего создания, обогащая военно-промышленный комплекс, уничтожает экономику, то есть мечту о зажиточной жизни. Неграмотность, нарушение экологии, нехватка жилья, дефицит продовольствия и другие проблемы возникли из-за гонки вооружений. В настоящее время на планете 960—980 миллионов человек неграмотны, два миллиарда человек не могут полноценно питаться, один миллиард не имеет жилья. Из-за голода в мире каждый день умирают 40 тысяч детей.

Если некоторые виды выпущенного вооружения исчислять в деньгах, то получатся такие цифры: на средства, израсходованные для производства одного самолета-истребителя F-14, можно построить девять школ; на средства, потраченные на производство одной стратегической баллистической ракеты, — пять больниц среднего объема; на средства, использованные для выпуска одного танка, можно построить трехкомнатные квартиры для 36 семей. На себестоимость одной стратегической баллистической ракеты типа «Трайдент-2» можно обучать 16 миллионов детей в течение года и организовать для них питание.

Что спасет мир?

За прошедшие немногим более 100 лет мир пережил две мировые войны. В ходе последней погибли более 50 миллионов человек. Это равно населению целой страны! А кто посчитал число безвременно скончавшихся людей из-за бед, которые приносили войны, — трудностей, разлуки, болезней, ранений, голода, бедности? Вообще, можно ли исчислять в цифрах беды и несчастья? А страх и панику в душах близких?

Что же может спасти мир на Земле? Конечно, наука и просвещение. Еще раз — наука и просвещение. Неслучайно Шавкат Мирзиёев с первых дней президентства открыто поднял вопрос об ошибках и недостатках, которые допускались в течение многих десятилетий, и приступил к решению накопившихся проблем в кратчайшие сроки. Это можно увидеть на примере широкомасштабных реформ, направленных на устранение разных ограничений и искусственных барьеров в вопросах самоосознания, религиозных убеждений и свободы слова, что было самой болезненной проблемой для нашего народа, жаждущего знаний и просвещения.

Следует подчеркнуть, что при осуществлении в каждой сфере реформ приоритетное значение придавалось духовно-нравственному, научно-культурному возвышению народа, осознанию им своего национального менталитета, чести и достоинства. И в этом процессе воплотилась главная цель — поднять экономическое и социальное развитие страны и народа на новый уровень, что приведет к новому периоду возрождения, восстановлению и возвеличиванию, словом, Ренессансу, который переживал наш народ несколько раз в своей истории. Это истина, которая признается мировым сообществом.

Можно без преувеличения сказать, что осуществленные в стране за последние годы масштабные изменения и достигнутые успехи в сферах образования, науки, духовной жизни действительно впечатляют своим объемом и размахом.

Зримые результаты благой инициативы

Глава Нового Узбекистана на форумах авторитетных международных и региональных организаций смело выдвигает инициативы, в том числе и те, что касаются духовно-просветительских вопросов. Так, получила широкое одобрение международной общественности и воплощается в жизнь инициатива о принятии резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», озвученная на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нет сомнений, что результаты этой инициативы будут благотворно влиять на жизнь населения всего мира.

Нынешний процесс модернизации, результативность реформ и преобразований зависят от школьного образования, вопросов подготовки кадров. Президент уделяет пристальное внимание развитию сферы образования. Будущее страны, успехи во всех сферах и реализация проектов зависят от образованных людей. За последние пять лет сделано очень много для улучшения качества образования, повышения статуса и престижа учителей.

Особо остановимся на одном факте из прошлого: начало нового учебного года в неписанном годовом рабочем плане учителя обозначало и начало хлопкоуборочного сезона. В эти месяцы, продолжавшиеся до холодной зимы, учитель с учениками проводили на поле, собирая хлопок. Зимой учителю давалась возможность некоторое время заниматься своей профессиональной деятельностью, но даже тогда он не мог уделять достаточно времени ученикам из-за множества заданий по бумаготворчеству. А с началом весны он вновь привлекался к полевым работам. Кроме того, «помощь» в благоустройстве также ложилась на плечи учителя. А за такие заслуги платили маленькую зарплату. Многие учителя перешли в другие сферы. А учителей-мужчин в системе образования почти не осталось. Соответствующей была и эффективность обучения, качественный состав преподавателей.

Теперь страна вступила в новый период. Учитель освободился от лишних обязанностей. Перед ним поставлена лишь задача воспитать молодых людей зрелыми, совершенными личностями. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы четвертое направление посвящено именно развитию сферы образования, человеческого капитала. Цель, конечно, важна. Но, если мы не будем внедрять современные методы обучения, можем отстать в этом мире конкуренции.

Президент ставит в качестве первоочередных такие задачи, как строительство качественных современных школ, создание эффективной методики обучения, отвечающей требованиям времени. Ведь чтобы стать развитым обществом, нужно уделять внимание прежде всего развитию науки и образования. В истории много примеров этому. Образование, лежащее в основе общества, продвигает реформы и прогресс, открывает путь к инновациям.

Единственно верный путь развития

Человечество лишь благодаря знаниям смогло познать необъятность Вселенной и тайну ее существования в атомах. Если бы не наука, то сегодня не было бы знаний о гравитации, хирургических операций с помощью лазера, цифровых технологий и других передовых, жизненно важных новшеств.

Сегодня мир настолько нуждается в качественном образовании и в развитии науки, что стало ясным — ворота к прогрессу теперь открываются лишь с их помощью.

Неслучайно Президент Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана предложил объявить 2023 год Годом заботы о человеке и качественного образования. Глава государства сказал: «Повышение качества образования — единственно правильный путь развития Нового Узбекистана».

Качественное образование всегда будет приоритетной задачей, имеющей стратегическое значение для развития страны в предстоящих столетиях.

Сегодня с твердой уверенностью можно сказать, что внимание к образованию в нашей стране, вопрос развития академической науки получили конституционную основу. Если в прежней Конституции слово «образование» использовалось только два раза, то в новой редакции Основного закона это слово употреблено 20 раз, то есть в 10 раз больше. В основе включенных в нее норм воплощена цель — усилить систему образования.

По имеющимся данным, в развитых странах большое внимание уделяется инвестированию в полный цикл образования — с 3 до 22 лет. И эта инвестиция в будущем принесет обществу пользу в 15—17-кратном размере.

Изучение международного опыта в сфере образования играет немаловажную роль в развитии страны. То, что наше государство впервые стало участвовать в международных исследованиях по оценке качества образования (PISA, PIRLS, TIMMS), уже дает свои результаты. Согласно отчету «Global Innovatsion Indeks» за 2022 год, Узбекистан среди 131 государства поднялся на семь ступеней и занял 65-е место.

Безусловно, качественное образование является неотложным процессом для прогресса. Проблемы в данной сфере могут в будущем привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Несмотря на то что в отдельных странах охват детей начальным образованием достиг 91 процента, все же еще более 57 миллионов детей остаются за стенами школы. В Узбекистане работа в сфере системно налажена, обеспечен стопроцентный охват детей школьного возраста образованием. Сегодня в сферое дошкольного и школьного образования восемь миллионов воспитанников и учащихся, а число педагогов составляет один миллион человек.

На Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста, проведенной в 2022 году в Ташкенте, реформы Узбекистана в сфере образования получили высокое признание. Как практическое продолжение этого признания на 216-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО, прошедшей 10—24 мая в Париже, по инициативе Узбекистана единогласно была одобрена резолюция о выполнении Ташкентской декларации и обязательств по принятию мер в интересах преобразования воспитания и образования детей младшего возраста. Также в 2022 году издание «Finance Inquirer» объявило 10 передовых государств, имеющих положительную динамику по привлечению детей в дошкольные образовательные учреждения. В нем Узбекистан занял первое место в мировом рейтинге.

Факел, осветивший наши сердца

Эти показатели — только начало. Наша страна стоит на пороге больших достижений. При этом наука — путь спасения, верный путь, ведущий к счастью. Ценить создаваемые для нас условия, становиться гармонично развитыми людьми, думающими об интересах народа, — наш основной долг. Быть просвещенными, бороться против невежества — задачи, важные и для завтрашнего дня.

Мы не должны забывать об одном. На территории нашей страны в IХ—ХII веках засветил факел науки, произошел первый Ренессанс, который вырастил знаменитых мыслителей, получивших признание во всем мире. В частности, научные и творческие изобретения великих мыслителей, таких как Мухаммад Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Ахмад Фергани, Махмуд Замахшари, оказали несравненное влияние на общечеловеческое развитие.

Великие улемы, жившие на нашей земле в исторический период, названный Золотым веком исламской культуры, — Имам Бухари, Имам Термизи, Имам Мотуриди, Бурханиддин Маргинани, Абу Муин Насафи — широко прославились и считаются гордостью всего мусульманского мира.

Государство, основанное Сахибкираном Амиром Темуром, заложило начало второго Ренессанса, в котором творили Казизаде Руми, Мирзо Улугбек, Гиёсиддин Коши, Али Кушчи, поэты-классики Абдурахман Джами, Лутфи, Саккоки, Хафиз Хорезми, Алишер Навои, Бабур Мирзо. Слава об историках Шарафиддине Али Язди, Мирхонде и Хондамире, о художниках Махмуде Музаххибе и Камолиддине Бехзоде распространилась на весь мир. То, что в период двух Ренессансов наш мудрый народ был в числе самых развитых, вселяет в наши сердца особую гордость.

Сегодня в Новом Узбекистане поднялся факел просвещения периода возрождения. Слова Президента о том, что мы строим фундамент третьего Ренессанса, находят свое подтверждение в нынешних преобразованиях, изменениях.

Ренессанс — общенациональное возрождение, новый этап прогресса. Он устранит разрозненность в мышлении нации, превратит ее в одну созидательную силу, мощную волну, которая пробудит созидательную мощь нации, воспитает и выведет на поверхность великих гениев, гармоничных личностей ХХI века.

Мы сегодня в своей жизни ощущаем легкое движение этой волны. А придать ей силу — дело каждого из нас. Как подчеркивает Президент: «Мы — народ с великой историей, великой культурой, который не боится никаких испытаний, с честью преодолевая любые трудности на пути к свободной и благополучной жизни. Если мы будем вместе, сплоченно и добросовестно трудиться, то сможем покорить любые, самые высокие рубежи».

Период нового Ренессанса, для которого с большими мечтами и надеждами мы закладываем фундамент, станет еще одним проявлением наших генов, еще одним отражением мощи великого народа в жизни. Он сделает наш завтрашний день еще более светлым, нашу жизнь — еще более благополучной. Он послужит тому, чтобы мы оставили достойное наследие следующим поколениям.

 

Уткир Рахмат.



  ...