С 1 июля 2023 года будет установлен трехлетний мораторий на введение нового вида ответственности и штрафных санкций для субъектов хозяйствования. Этот порядок, направленный на дальнейшее усиление правовой защиты субъектов предпринимательства, был установлен в указе президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2023 года "О государственной программе по реализации новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы в "год человеческого внимания и качественного образования".
Мораторий служит обеспечению того, чтобы реформы, проводимые в нашей стране в направлении создания благоприятной деловой и инвестиционной среды, быстрого развития предпринимательства, увеличения объема экспорта и расширения его географии, были строгими и необратимыми.
На самом деле, много говорят о масштабах работы в этом направлении, и на это можно надеяться. Но сейчас будет уместно привести некоторые цифры, отражающие их эффективность. В частности, за последние шесть лет количество промышленных предприятий увеличилось в 2 раза. В результате в прошлом году объем валового внутреннего продукта впервые превысил 80 миллиардов долларов. Только в том же году на нашу экономику пришлось 8 миллиардов долларов, при этом были привлечены иностранные инвестиции, соответственно, объем экспорта достиг 19 миллиардов долларов. В данном случае основными факторами наших достижений стали совершенствование и упрощение законодательных актов по их свободному функционированию, усиление стимулирования предпринимательской деятельности, приоритет страны по созданию цепочки добавленной стоимости на пути от экспорта сырья к экспорту готовой продукции.
Поскольку Узбекистан совершил фундаментальный поворот в обрабатывающей промышленности и предпринял смелые шаги с большими целями, естественно, что нашим предпринимателям вскоре, конечно, понадобится более крупный и гарантированный рынок. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется развитию международных экономических связей в нашей стране, укреплению преференциальной торговли с зарубежными странами, а также занятию прочного места на мировых рынках на основе производства высококачественной конкурентоспособной продукции и тем самым увеличению экспортного потенциала национальной экономика.
Прочные позиции нашей страны на мировых рынках и развитие внешнеэкономических связей во многом зависят от дальнейшего наращивания экспортного потенциала национальной экономики и эффективного использования имеющихся возможностей. Членство во Всемирной торговой организации важно тем, что оно направлено на ту же цель и играет важную роль в дальнейшем повышении экспортного потенциала нашей страны.
В этой связи заместитель Премьер-министра Джамшид Ходжаев встретился с генеральным директором Всемирной торговой организации Нгози Оконджо-Ивеалой 14 марта этого года в Женеве для обсуждения вопросов ускорения вступления Узбекистана в организацию.
Участники встречи отметили необходимость активизации двусторонних переговоров со всеми государствами - членами ВТО по проникновению на рынки товаров и услуг и подписания соответствующих заявлений по их результатам.
Нгози Оконджо-Ивеала приветствовал двусторонние переговоры Узбекистана с его сайхаракатами, включая основные государства-члены, в рамках процесса вступления в организацию. На 6-м заседании Рабочей группы по присоединению Узбекистана к ВТО, которое длилось два дня, были подробно рассмотрены аспекты, связанные с этим процессом.
Новая стратегия развития Узбекистана на 2022-2026 годы также ставит одной из главных целей "вступление во Всемирную торговую организацию и углубление интеграционных процессов с Евразийским экономическим союзом". Для достижения этой цели предусмотрено выполнение таких важных задач, как ведение переговоров с государствами - членами Всемирной торговой организации, повышение потенциала специалистов в области организации и многосторонней торговой системы, изучение влияния членства Узбекистана в ВТО на металлургию, текстиль, пищевую промышленность, автомобилестроение и национальная экономика, разрабатывающая систему защиты внутреннего рынка
Вступление Узбекистана в ВТО создает благоприятные условия для дальнейшего улучшения экономического сотрудничества с другими странами, увеличения объема товарооборота, повышения внешней конкурентоспособности за счет выхода на новые рынки.
Давайте подробнее остановимся на том, что это за организация, что требуется для того, чтобы стать ее членом, что она дает государствам-членам, традициях Узбекистана с точки зрения вступления в члены организации и их эффективности.
Какова структура Всемирной торговой организации?
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация заменила Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Одной из главных целей ВТО является борьба с протекционизмом.
Эта организация обеспечивает благоприятную правовую систему для стран - членов организации в международных торговых отношениях. Документы, принятые ими по взаимному согласию, отвечают за проведение странами своей торговой политики в рамках установленных критериев. В организации решения принимаются консенсусом — общим голосованием с помощью стран-участниц.
Задачи ВТО заключаются в том, чтобы помогать регулировать торговый процесс в рамках системы, основанной на определенных правилах, объективно разрешать торговые споры между правительствами, организовывать торговые переговоры. Эта деятельность основана на 60 соглашениях этой организации — основных правовых нормах международной торговли и торговой политики.
Принципы, на которых основаны эти соглашения, включают недискриминацию, условия свободной торговли, поощрение конкуренции и дополнительные положения для менее развитых стран. ВТО настоятельно требует от стран-членов либерализации внутреннего рынка. В большинстве стран выполнить эту задачу не так-то просто, поскольку национальные предприятия, которые не могут конкурировать с иностранными предприятиями, производящими дешевую и высококачественную продукцию, могут впасть в рецессию.
ВТО - крупнейшая международная экономическая организация в мире. Это также подтверждается тем фактом, что в нее входят 164 страны, на долю которых приходится более 98% мировой торговли и мирового ВВП. В настоящее время организация стремится присоединиться к международной торговой системе 23 стран с целью усиления их интеграции, в связи с этим проводится организационная работа.
Узбекистан также ведет переговоры о вступлении в ВТО. Она играет важную роль в укреплении интеграции международной торговой системы и мировой экономики. Вступив в ВТО, они получат важные преимущества, такие как недискриминационная и справедливая система торговли между странами-членами организации, максимальная тарифная защита и отмена импортных квот, ввоз товаров по низким ценам для повышения уровня конкурентоспособности.
В то же время, это из преимуществ организации - способствовать защите частного сектора от вредной торговой деятельности, укреплять деятельность учреждений, занимающихся торговлей в стране, помогать им регулировать правовую и институциональную политику, активно участвовать в международных торговых переговорах, защищать интересы стран-членов путем разработка норм, связанных с развитием международной торговли.
Помимо того факта, что вступление страны во Всемирную торговую организацию предоставляет ей преимущества, отмеченные выше, оно также устанавливает определенные обязательства для государств-членов. Этот процесс состоит из долгосрочных и сложных переговоров и требует разработки и внедрения нормативных правовых актов, укрепления человеческих ресурсов и институционального потенциала, достижения устойчивого развития в отрасли.
Почти 30-летний процесс членства
Подготовка Узбекистана к членству в ВТО началась в 1994 году, но этот процесс был заморожен в 2005 году из-за политики, направленной на поддержку местных производителей. Средний срок вступления каждого государства в ВТО составляет 9-10, а для некоторых стран - 12-15 лет. Несмотря на то, что Узбекистан подал заявку в 1995 году, только с 2017 года наблюдается положительный сдвиг. В качестве важного аспекта можно показать, что в последние годы были приняты жесткие меры по снижению роли и участия государства в экономике республики, широкому внедрению рыночных принципов и механизмов контроля за секторами экономики, содействию развитию частного предпринимательства, улучшению бизнес-среды и сокращение доли экономики "хуфьоны".
Это также оказало положительное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности с целью увеличения экспортного потенциала, широкого привлечения иностранного капитала, благосостояния населения и реализации впечатляющих мер, направленных на конкретную цель повышения уровня жизни.
В результате активных реформ в нашей стране по стабилизации национальной экономики, начавшихся после 2016 года, а также либерализации внешнеэкономической деятельности, с марта 2018 года на повестку дня встало вступление Узбекистана в ВТО. В июле 2019 года Узбекистан представил обновленный меморандум о внешнеторговом режиме при вступлении в членство в ВТО и ряд других документов, включая предварительные предложения, разработанные для выхода на рынок товаров и услуг.
Пятилетний проект, разработанный с целью "содействия вступлению Узбекистана в ВТО", поддерживается Европейским союзом. Этот проект начался в феврале 2020 года, с основным акцентом на поддержку планов развития страны по модернизации национальной экономики в процессе вступления в ВТО.