11 ноября 2022 года в Самарканде состоится первый саммит организации тюркских государств.
"В нынешней сложной ситуации, когда мир стремительно меняется, сотрудничество между государствами приобретает более прагматичный и динамичный оттенок", - отметили эксперты. - Все больше и больше региональных организаций занимают место международных организаций с универсальным тоном. В последнее время многие страны отдают предпочтение сотрудничеству в рамках региональных организаций.
Большинство региональных организаций создают наиболее эффективную платформу для взаимодействия между государствами с учетом национальных интересов. Одной из таких региональных организаций является организация тюркских государств.
В истории деятельности этой организации произошли три крупных изменения. В 1992 году был созван саммит тюркоязычных стран, который стал первым шагом на пути к интеграции между тюркоязычными странами. С 1992 по 2009 год было проведено девять саммитов, и в результате последнего саммита было подписано Нахичеванское соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). А в 2021 году совет был переименован в организацию тюркских государств (TDT). Саммит этого года, который пройдет в Самарканде, станет первым саммитом TDT, и интерес к этому событию всегда выше, чем когда-либо.
Сегодня TDT объединяет пять стран – Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Узбекистан. Еще две страны – Туркменистан и Венгрия - имеют статус наблюдателя. В этих странах проживает около 160 миллионов жителей, что составляет более 2% населения земного шара. Вклад этих стран соответствует более чем 3% мирового ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности.
Специфика TDT выражается в наличии многогранных направлений сотрудничества этой организации. В частности, согласно статье 2 Нахичеванского соглашения, вопросы укрепления и поддержки мира и безопасности, а также вопросы развития эффективного регионального и двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, военно-технической, образовательной, энергетической, транспорт, кредитная сфера входят в число важных целей и задач организации. В свою очередь, сотрудничество в рамках ТДТ направлено на создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, дальнейшее упрощение таможенных и транзитных процедур, а также расширение сотрудничества в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, молодежи, спорта и туризма, популяризацию великого культурного и исторического наследия из тюркских народов.
Для достижения этих целей в рамках TDT функционируют 6 структур – международная турецкая культурная организация, Парламентская Ассамблея тюркских государств, международная турецкая академия, Фонд культуры и наследия Турции, Торгово-промышленная палата Турции, представительство TDT в Венгрии. Такая организационная структура направлена на эффективную реализацию задач, поставленных перед TDT.
Экономический эффект от сотрудничества в рамках TDT можно увидеть на примере Узбекистана. В 2021 году Узбекистан осуществил торговые операции со странами ТДТ на сумму 9,3 миллиарда долларов США. Их доля во внешней торговле Узбекистана составила более 22%. В целом, по сравнению с 2016 годом, объем взаимной торговли между Узбекистаном и странами ТДТ в 2021 году увеличился почти в 3 раза.
На наш взгляд, целесообразно установить их в рамках TDT в качестве перспективных направлений сотрудничества.
Первое направление - это расширение экономических связей и увеличение объемов взаимной торговли. Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня являются экономические вопросы. Укрепление экономики должно включать реализацию совместных проектов, улучшение инфраструктуры и другие важные меры. Эта цель также соответствует стратегическому документу "Взгляд турецкого мира-2040", который был принят в прошлом году на 8-м саммите. Этот документ показывает важность создания процветающих обществ в государствах ТДТ с учетом экономической интеграции.
В рамках этого направления перспективными также считаются идеи создания инвестиционного фонда и банка развития при TDT. Такие проекты позволяют странам координировать свои усилия и более эффективно управлять инвестициями.
Что касается торгового сотрудничества, следует обратить внимание на устранение экономических барьеров для торговли по коридорам Восток-Запад через Каспийское море. Нам представляется важным постепенное внедрение "Туркестанского коридора", в рамках которого целесообразно упростить и гармонизировать таможенные процедуры.
Началась работа в этом направлении. В ноябре 2021 года был запущен пилотный проект "Цифровая шина" между Узбекистаном и Казахстаном, а в марте этот проект охватил также Кыргызстан.
Впервые в мире организации удалось запустить проект ePermit между Узбекистаном и Турцией в тестовом режиме, и на следующем этапе есть соглашение с Казахстаном о реализации этого проекта.
Кроме того, в странах TDT совместно с Европейской экономической комиссией ООН ведется работа по внедрению инструмента eCMR.
Важно расширять инвестиционные проекты в этом направлении. В частности, осуществление взаимовыгодной инвестиционной деятельности отвечает интересам стран-членов организации, включая Узбекистан. Страны-участницы TDT в 2017-2021 годах вложили 2,5 миллиарда долларов США прямых иностранных инвестиций в экономику Узбекистана (это 10% от общего объема иностранных инвестиций за соответствующий период). Из них более одного миллиарда долларов США, или 41 процент, было инвестировано в 2021 году. С 2017 года рост инвестиций в Узбекистан из стран ТДТ равен 30%.
Второе направление - это цифровая трансформация. Сегодня цифровизация становится одним из наиболее приоритетных направлений развития для любого государства. Поэтому этот вопрос наиболее актуален для TDT. Цели в этом направлении были обозначены в стратегическом документе "Взгляд турецкого мира – 2040" в 2021 году. В частности, документ предусматривает налаживание межрегиональной цифровой связи, что позволяет совершенствовать инфраструктуру телекоммуникаций.
Также необходимо сотрудничать в рамках этого вопроса, принимая во внимание особое внимание к технологиям искусственного интеллекта. В частности, такие технологии могут быть использованы как для развития экономики и промышленности, так и для улучшения инфраструктуры города. Многие эксперты считают, что технологии искусственного интеллекта могут решить проблему управления дорожным движением, логистики и общественного порядка.
Третье направление - это укрепление культурно-гуманитарных связей. Исторически народы стран-участниц TDT имеют одни и те же корни. Поэтому расширение культурных и гуманитарных связей имеет особое значение для стран ТДТ. В частности, сотрудничество между образовательными и научными учреждениями, академический обмен, совместные культурные мероприятия. В связи с этим необходимо расширять точки сотрудничества в рамках организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства.
В заключение можно сказать, что TDT - перспективная региональная организация, объединяющая тюркоязычные страны, имеющая перспективы развития по многим направлениям. Поэтому укрепление взаимовыгодного сотрудничества в рамках ТДТ для всех членов этой организации, включая Узбекистан, может послужить обеспечению всестороннего развития и стабильности, увеличению экономического роста и стимулированию развития стран".
Заместитель директора Научно-исследовательского института правовой политики Министерства юстиции, доктор юридических наук,
профессор Абдулазиз Расулев,
Заведующий кафедрой права интеллектуальной собственности Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии в области юридических наук Шахджул Гаджиев