Общественное обсуждение проекта конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан" проводится на основе принципов "Народ является единственным источником и автором законов" и "Все важные решения принимаются на основе прямого диалога с народом и с учетом учитывайте общественное мнение".
Обновленная Конституция как правовая основа для создания нового Узбекистана
На встрече с членами Конституционной комиссии в июне этого года Президент подчеркнул, что обновленная Конституция должна создать прочную правовую основу и надежную гарантию для долгосрочных стратегий развития нашей страны, а также для будущей благополучной жизни нашей страны и народа.
Следует отметить, что идея "За человеческое достоинство", выдвинутая Президентом, а также главный принцип фундаментальных реформ, осуществляемых в Новом Узбекистане, подход "Человек - общество - государство", глубоко укоренились в содержании нашей Конституции, конституционного закона "О внесении изменений и Дополнения к Конституции Республики Узбекистан" стало приоритетной задачей создания проекта.
Наша Конституция совершенствовалась на протяжении многих лет, исходя из потребностей нашего народа, требований реформ и времени, в которое мы живем. Теперь масштабные задачи, определенные в стратегии развития Нового Узбекистана, создание дружественного народу государства, более эффективное обеспечение прав и интересов человека, а также ценность человеческого достоинства создают необходимость создания нового конституционно-правового пространства, подходящего для фундаментальных реформ в нашей стране.
Также глобальные проблемы, которые происходят в мире, и международная жизнь, которая меняется день ото дня, требуют реализации новых и чрезвычайно важных жизненных задач, которые нельзя откладывать в решении таких масштабных вопросов, как дальнейшая модернизация нашей страны, обеспечение мира, стабильного развития, улучшение правовые основы внешней политики.
Сегодня Новый Узбекистан стал государством, основанным на демократических принципах, общепризнанных принципах и нормах, касающихся прав и свобод человека, и конечной целью которого является создание свободной, благополучной и состоятельной жизни для народа.
Следует отметить, что любая реформа основывается на прочной конституционно-правовой основе и позволит достичь благородных целей, благородных задач и эффективных результатов. На самом деле, рассматривая опыт Узбекистана и мира, можно заметить, что конституционные реформы были осуществлены в период радикальных перемен, и что реформы становятся необратимыми только тогда, когда они поддерживаются народом и служат реализации народных надежд и мечтаний.
Обновленная Конституция - это подлинно народная Конституция
Как отметил Президент Шавкат Мирзиеев, "Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнения и поддержки наших граждан, путем референдума, это в буквальном смысле будет выражением воли нашего народа - настоящей народной Конституцией".
Главным автором и созидателем нашей обновленной Конституции в буквальном смысле является народ Узбекистана. Этот вывод основан на:
Во-первых, идея проведения конституционных реформ и ее значение в развитии государства и общества впервые были предложены населением и избирателями, которые знают, что "Новому Узбекистану нужна обновленная Конституция".
Ведь во время президентских выборов Узбекистана в октябре 2021 года, во время встречи кандидатов с представителями электората, на повестку дня было вынесено важное предложение, являющееся логическим продолжением демократических реформ в нашей стране - реализация конституционной реформы.
Это показывает, с одной стороны, что политика демократических реформ в рамках стратегии Президента Нового Узбекистана пользуется широкой поддержкой, а с другой стороны, что избиратели заинтересованы в фундаментальных изменениях в стране.
Во-вторых, в целях обобщения, систематизации, глубокого анализа идей, выдвинутых народом, и на данном этапе развития страны, в целях создания Нового Узбекистана и основ Третьего Возрождения, для радикального улучшения деятельности в области общества и государственного управления, Президент определил приоритетные направления конституционных реформ.
В-третьих, депутаты и сенаторы Олий Мажлиса, непосредственно избранные народом, руководят осуществлением конституционных реформ. Кроме того, включение представителей академического сообщества, неправительственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в Конституционную комиссию, сформированную парламентом, наряду с участием народных представителей в конституционных реформах служит обеспечению ее популизма и соответствия демократическим принципам и правилам, признанным в весь мир.
В-четвертых, более 150 000 предложений было получено на основе традиционных обращений и коллективных предложений через коллективный центр, прямой прием граждан, "Meningkonstitutsiyam.uz "платформа и традиционные призывы. Это более чем в 25 раз больше, чем на публичных слушаниях 1992 года. 56% из этих предложений были сделаны мужчинами, 40% - женщинами, и 4% были сделаны анонимно. Предложения, присланные соотечественниками за рубежом, также были приняты во внимание, подробно обсуждены с участием научного сообщества и представлены Конституционной комиссии.
В-пятых, анализ мнений, инициатив и предложений, высказанных гражданами на местных собраниях, показывает, что наш народ не безразличен к переменам в Новом Узбекистане, а становится активным и заинтересованным участником реформ, особенно конституционных.
В-шестых, необходимо признать активное участие неправительственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, ученых-юристов, академического сообщества, "мозговых центров" в конституционных реформах. Институты гражданского общества тесно поддерживали деятельность Конституционной комиссии:
Было изучено более 400 глобальных и региональных конвенций, деклараций, резолюций и международного опыта конституционного развития, принятых в рамках ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организации Исламского сотрудничества, Организации тюркских государств и других международных организаций, систематически проанализированы конституции 193 стран, конституционные реформы;
Более 10 работ, таких как "Конституции государств-членов Шанхайской организации сотрудничества", "Конституции мира", "Конституционные реформы: опыт стран мира" (5 томов), были созданы на основе глубокого анализа и изучения международного и зарубежного опыта. На их основе были разработаны мнения, предложения и рекомендации относительно проекта конституционного закона и реформ.
Предложения институтов гражданского общества, включая "прославление человеческого достоинства и ценностей", последовательное внедрение в жизнь новой парадигмы "человек - общество - государство", создание популистского, справедливого и социального государства, конституционное усиление роли и статуса институтов гражданского общества, включая детей, женщин. такие, как обеспечение свобод, прав и законных интересов девочек и лиц с ограниченными возможностями, решение экологических проблем.
Впервые в истории независимого Узбекистана проект конституционного закона, основанный на непосредственном участии и инициативе гражданских институтов, защищает общественные, гендерные, детские права, права человека, в частности, достоинство, права и свободы инвалидов, строит социальное государство, поддерживает предпринимательство. Был проведен ряд направлений, таких как поддержка и защита частной собственности, а также антикоррупционная и лингвистическая экспертиза. В общественной экспертизе приняли участие более 300 неправительственных некоммерческих организаций.
Открытость и прозрачность являются важными принципами конституционных реформ
Конституционная комиссия осуществляла свою деятельность строго на основе принципов открытости и прозрачности. В частности, в работе этой комиссии активно участвовали представители научно-исследовательских институтов, соответствующих государственных и неправительственных некоммерческих организаций, районов, других институтов гражданского общества, национальных и международных экспертов в этой области.
Особое место в этом заняла деятельность Пресс-службы Конституционной комиссии. В частности, пресс-служба особенно активна в том, чтобы простым и понятным языком донести до наших граждан важность, приоритеты и основные направления конституционных реформ, нововведения, внесенные в Конституцию. Обеспечивается участие журналистов и блогеров в работе по широкому ознакомлению населения с проектом конституционного закона, организации широкого общественного обсуждения каждой статьи в средствах массовой информации, Интернете и социальных сетях, изучению мнения граждан и обеспечению прочных отношений между населением и Конституционной комиссией в этом уважение.
В связи с этим Пресс-служба осуществляет свою деятельность по двум направлениям:
во-первых, освещение конституционных реформ в средствах массовой информации и социальных сетях:
На государственных и негосударственных телеканалах транслировалось 13 тысяч 824 фильма, интервью, информационных и специальных программ, на радиоканалах было организовано 3730 информационных и специальных передач;
В печатных изданиях было опубликовано 1303 статьи, в интернет-изданиях - 7122, в социальных сетях, таких как "Telegram", "Facebook", "Instagram", "YouTube", было опубликовано 49 545 информационных материалов.
Информационные материалы, опубликованные только в Интернете, были просмотрены пользователями более 245 миллионов раз и оставлено более 109 тысяч комментариев. Также официальные страницы Пресс-службы в социальных сетях и интернет-портал www.meningkonstitutsiyam.uz размещаем информацию о деятельности Комиссии и конституционных реформах. На сегодняшний день размещено более 1000 информационных материалов (на узбекском, каракалпакском, русском и английском языках). Сегодня число пользователей этого портала резко возросло, достигнув 73 600 человек. 15 тысяч 872 комментария и 384 дополнительных предложения оставили пользователи портала к предложениям, поступившим от граждан;
во-вторых, помочь обеспечить открытость и прозрачность работы Конституционной комиссии:
Систематически проводилась организация брифингов и пресс-конференций, посвященных деятельности Конституционной комиссии и рабочих групп;
в настоящее время готовится и широко освещается в средствах массовой информации и социальных сетях более 490 докладов и видеороликов, направленных на продвижение конституционных реформ. Кроме того, в общей сложности 77 "закулисных" репортажей на специальных узбекском и русском языках, отражающих деятельность Комиссии, рабочие процессы групп при комиссии и процессы получения предложений от граждан, снимаются и широко пропагандируются в средствах массовой информации и социальных сетях;
были подготовлены и широко освещены 14 выпусков аналитических комментариев под названием "Конституционные реформы с точки зрения газет" с целью ознакомления подписчиков газет с конституционными реформами, их содержанием и мнениями, высказанными экспертами в этой области, членами комиссии и активными представителями общественности.;
Он был организован для рассылки SMS-уведомлений гражданам через всех операторов мобильной связи с целью активного участия в процессе конституционных реформ со своими предложениями. Эти "СМС" были отправлены 30 миллионам подписчиков.
Стоит отметить, что политические партии осуществляют продуктивную деятельность в ходе процесса конституционных реформ. Согласно анализу, 5 политическими партиями было проведено более 17 000 мероприятий, в них приняли участие 657 000 граждан, и было собрано более 24 000 предложений, направленных на дальнейшее совершенствование проекта конституционного закона и углубление демократических реформ в нашей стране.
Самое главное, что в ходе дискуссий были подняты различные вопросы, которые ранее назывались "самыми сложными", "неудобными", "чрезвычайно чувствительными", независимо от того, относятся ли они к экономической, социальной, политической, правовой или экологической, гуманитарной и другим сферам, были поставлены в центр дискуссия. Было наглядно продемонстрировано разнообразие мыслей и идей в обществе, конкуренция между ними.
Несомненно, все это является уникальным демократическим показателем, который служит тому, чтобы обновленная Конституция Узбекистана была настоящей народной Конституцией и отшлифовала каждую статью с учетом мнения населения.
Проект конституционного закона признан международным сообществом
При создании проекта конституционного закона учитывались рекомендации Организации Объединенных Наций по конституционным реформам, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, "Парижская хартия для новой Европы" Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, "Хартия основных прав Европейского союза" Европейского Союза ", были приняты во внимание международные и региональные правовые документы, принятые в рамках Организации Исламского сотрудничества и других международных структур по вовлечению представителей всех уровней общества в процессы государственного и общинного управления.
Более 100 национальных и более 40 международных форумов, в том числе в зарубежных странах (США, Великобритания, Корея, Польша), посвященных конституционной реформе и различным нововведениям проекта конституционного закона в сотрудничестве с государственными и неправительственными некоммерческими организациями, академическим сообществом, международными и зарубежными неправительственными организациями , Россия, Саудовская Аравия, Швейцария, Япония, Индия) были проведены.
В них приняли участие более 500 международных и зарубежных экспертов, членов парламента, государственных и общественных деятелей, политологов, которые дали свои положительные заключения и практические рекомендации относительно проекта конституционного закона и реформ.
Постоянные представители и эксперты миссий более чем 40 государств-членов в регионах Азии, Европы, Северной и Южной Америки и Африки, а также сотрудники различных структур ООН приняли участие в международном круглом столе по конституционным реформам в Узбекистане только в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. На мероприятии был продемонстрирован уникальный опыт в истории Узбекистана - тот факт, что конституционный закон обсуждается всей нацией, что конституционная реформа соответствует интересам каждого гражданина, независимо от национальности, вероисповедания, возраста, пола и социального статуса, а также усилия, направленные на обеспечение особо был признан инклюзивный характер реформы.
В частности, постоянный представитель Азербайджана при ООН Я.Алиев и эксперт представительства Японии при ООН Ш. Мицута высоко оценили работу Конституционной комиссии по углубленному изучению передового международного опыта в области конституционного законотворчества. Он твердо верил, что конституционные реформы будут успешно завершены при поддержке народа путем референдума.
Советник Постоянного представительства Германии при ООН М. Колль отметил, что подход, используемый Узбекистаном при обновлении Конституции, является ярким примером обеспечения инклюзивности и всесторонности реформ и эффективного решения задач, стоящих перед государством.
Участники этого международного круглого стола особо отметили, что поправки к новой Конституции Узбекистана соответствуют целям повестки дня ООН по устойчивому развитию до 2030 года.
Генеральный секретарь Межпарламентского союза Мартин Чунгонг заявил, что конституционные реформы в нашей стране были положительно оценены и поддержаны более чем 30 международными организациями, которые приняли участие в круглом столе на тему "Конституционные реформы: обеспечение человеческого достоинства и прав", организованном в штаб-квартире ООН в Женеве (Швейцария). зарядка.
М. Чунгонг обратил особое внимание на то, что одним из приоритетов конституционных реформ является дальнейшее развитие конституционно-правовой основы для обеспечения эффективной защиты достоинства, прав, свобод и законных интересов женщин и девочек. Предлагаемые поправки и дополнения к нашей Конституции подчеркивали полное соответствие нормам и принципам Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской декларации и Платформы действий.
Следует отметить, что впервые в истории независимого Узбекистана Управление Верховного комиссара ООН по правам человека получило официальные комментарии и предложения по проекту конституционного закона.
Ряд международных организаций и экспертов в полной мере осведомлены о национальном обсуждении конституционного закона, соответствующих рекомендациях Организации Объединенных Наций по конституционным реформам, соответствующих документах других международных и региональных организаций, приоритетных тенденциях современного конституционного развития в мире, а также о приоритетном принципе "Народ являются единственным источником и автором законов". считается, что оно было выполнено в соответствии с требованиями. В то же время он подчеркивает целесообразность принятия этого конституционного закона на основе всенародного референдума.
Акмаль САИДОВ,
Первый заместитель спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса