(г.Ташкент, 22 августа 2022 года)
Уважаемые предприниматели, участники открытого диалога!
Сегодня, в День предпринимателей, мне доставляет большое удовольствие встретиться с вами, достойными представителями бизнес-сообщества страны.
Наш сегодняшний диалог проходит в преддверии самого великого, самого дорогого праздника – Дня независимости, что, несомненно, придает ему особый смысл и настрой.
Добрую традицию встреч в таком формате мы с вами заложили год назад, и правильность этого решения сегодня подтверждает сама жизнь.
Мы приняли большую программу и свыше 70 указов и постановлений, направленных на решение проблем и реализацию предложений, изложенных в тысячах ваших обращений, поступивших накануне и во время прошлогодней встречи. Предпринимателям для налаживания и развития бизнеса было выделено 130 триллионов сумов кредитных средств, 3,5 триллиона сумов субсидий и компенсаций.
В прошлом году перед нашей встречей поступили обращения от сотен предпринимателей, которые, взяв кредит в иностранной валюте, оказались в сложной ситуации из-за роста ее курса. Для оказания содействия предпринимателям, столкнувшимся с такой проблемой, их кредиты на общую сумму 123 миллиона долларов переведены в национальную валюту. И эта практика будет продолжена.
Отменена пошлина на импорт 82 видов сырья и комплектующих – цемента в сфере производства стройматериалов, красителей и химических средств в кожевенной промышленности, МДФ, фурнитуры и аксессуаров в мебельной отрасли, – что способствовало снижению себестоимости производимой продукции.
В целом полученные результаты показывают много положительных примеров. Приведу лишь некоторые, касающиеся улучшения бизнес-среды.
Обратите внимание: только в прошлом году предпринимателями было построено более 55 тысяч зданий и производственных помещений для развития своего бизнеса. То есть они уверенно смотрят в будущее и увеличивают инвестиции в недвижимость. Также число предпринимателей с ежегодным доходом выше 1 миллиона долларов выросло на 5 тысяч и достигло 26 тысяч. Еще у 1 тысячи предпринимателей товарооборот увеличился с 1 миллиона до 10 миллионов долларов. А у 220 предпринимателей доходы выросли до 100 миллионов долларов.
Количество предприятий-экспортеров в стране достигло 7,5 тысячи, общий объем их экспорта вырос на 30 процентов.
Безусловно, добиться таких успехов непросто. Я это хорошо понимаю. Знаю и высоко ценю то, что в основе их лежит ваш постоянный, неустанный труд.
Сегодня с этой трибуны хочу твердо заявить: я считаю вас созидателями нашей благополучной жизни и всегда буду с вами на этом пути.
Только что 29 нашим бизнесменам я вручил высокие государственные награды – ордена и медали как заслуженное признание их труда. Также на днях 100 предпринимателям был вручен нагрудный знак “Фаол тадбиркор”.
Пользуясь случаем, еще раз поздравляю их от всей души.
Уважаемые предприниматели!
Вы все видите, какая сегодня сложилась ситуация на международной арене, и как возрастает ее негативное воздействие на мировую экономику.
Снижение экономической активности, проблемы в сфере внешней торговли, логистики, рост цен на продовольствие, сырье и энергию, конечно, беспокоят предпринимателей.
Поэтому мы мобилизуем все возможности для сокращения влияния данных вызовов на экономику и ее устойчивое развитие. В этом процессе мы будем вести постоянный диалог с предпринимателями и в будущем продолжим советоваться с ними.
Уважаемые представители бизнеса!
К сегодняшней встрече от предпринимателей поступило свыше 12 тысяч обращений. Я подробно ознакомился с содержащимися в них вопросами, предложениями и инициативами.
Также отдельные темы были обсуждены на встречах министров и хокимов с представителями бизнеса. Я проинформирован о прозвучавших на них предложениях и инициативах.
Действительно, сегодня у представителей бизнеса накопилось немало вопросов, ждущих своего решения.
Первое – для запуска новых проектов, расширения бизнеса и увеличения оборотных средств предпринимателям необходимо дополнительно 6 миллиардов долларов кредитов. Об этом свидетельствует около 3 тысяч обращений.
Второе – 1,5 тысячи предпринимателей недовольны сложностью налогового администрирования и проверками.
Третье – создаваемые для предпринимательства условия не одинаковы во всех районах и городах. Это наглядно показывает недавно внедренный инвестиционный рейтинг регионов.
Чтобы обеспечить равное развитие предпринимательства во всех районах и городах, необходим отдельный подход к каждой территории.
Четвертое – остаются нерешенными многие проблемы представителей бизнеса, касающиеся доступа к инфраструктуре, выделения земельных участков и помещений. Об этом свидетельствует более 2 тысяч обращений.
Пятое – не секрет, что представителей бизнеса также серьезно беспокоят вопросы неприкосновенности собственности, вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Шестое – у нас четко не определены понятия малого и среднего бизнеса, а также конкретные меры, которые могли бы дать импульс их росту.
Поднятые вами вопросы вполне уместны.
Хочу открыто сказать – сразу решить все проблемы невозможно. Но сегодня мы постараемся найти решение многих из них, по остальным – будем работать совместно с представителями бизнеса и экспертами.
А сейчас позвольте представить вам инициативы по пяти направлениям, затем мы обсудим ваши мнения и предложения.
Уважаемые участники открытого диалога!
Первое направление – нам надо разделить предприятия на категории и определить дифференцированный подход к их поддержке. Разделим предприятия на категории по их годовому обороту. Таким образом предприятия с доходом до 1 миллиарда сумов будут относиться к микробизнесу, до 10 миллиардов сумов – к малому бизнесу, до 100 миллиардов сумов – к среднему бизнесу.
Исходя из этого, во-первых, с 1 января 2023 года для микробизнеса вместо действующей ставки налога с оборота от 4 до 25 процентов вводится единая 4-процентная налоговая ставка. При этом для предпринимателей из отдаленных районов, а также отдельных категорий сохраняются действующие 1- и 2-процентные ставки. Или, если они в добровольном порядке уплачивают 20-30 миллионов сумов в год, то будут освобождены от обязательства ведения и представления в налоговые органы финансовой отчетности.
Кроме того, те предприятия, где оборот превысил 1 миллиард сумов и которые перешли на общий порядок уплаты налога, в течение одного года будут платить налог на прибыль в 2 раза меньше. Эти возможности создадут преференции для 370 тысяч предпринимателей и послужат для них серьезным стимулом.
Предпринимателям с оборотом до 10 миллиардов сумов предоставляется возможность путем уведомления уплачивать налоги в рассрочку до шести месяцев без начисления процентов (на практике применяется 15-процентная ставка). Если предприниматель пожелает, его налоговую отчетность могут вести налоговые органы.
Во-вторых, мы должны увеличить количество быстро развивающихся, имеющих высокий потенциал предприятий среднего бизнеса с нынешних 3,5 тысячи до 10 тысяч. В этих целях с 1 января 2023 года предприятия, перешедшие из категории малого в категорию среднего бизнеса, в течение двух лет будут платить только 50 процентов налога на прибыль.
Также 50 процентов расходов по страхованию собственности будет покрываться за счет государства.
Кроме того, для них будет внедрена упрощенная налоговая, финансовая и статистическая отчетность.
В государственных закупках будет введена 20-процентная квота, в рамках данных закупок размер предоплаты таким предприятиям будет увеличен до 50 процентов (ныне 15 процентов).
В-третьих, для развития предприятий среднего бизнеса и повышения их конкурентоспособности очень важно внедрение международной системы стандартизации и сертификации. Чем быстрее они будут внедрены в производство, тем больше качественной продукции станет поступать на внутренний рынок. К сожалению, для осуществления этого собственными силами у предпринимателя недостаточно средств, опыта.
В связи с этим заместителю Премьер-министра Ж.Ходжаеву, Узбекскому агентству по техническому регулированию (Д.Саттаров) – в месячный срок внести проект постановления, предусматривающего конкретные меры в разрезе каждого региона и отрасли.
В-четвертых, одним из самых проблемных вопросов малого и среднего бизнеса является сложность расчета и возврата налога на добавленную стоимость.
Если помните, три года назад налог на добавленную стоимость возвращался только предприятиям-экспортерам. С 1 июля 2020 года мы ввели возврат данного налога всем предприятиям. За счет этого число плательщиков НДС выросло в 25 раз и достигло 160 тысяч.
Продолжая политику уменьшения налоговой нагрузки на бизнес, в ходе предыдущего открытого диалога мы договорились еще больше снизить ставку налога на добавленную стоимость.
Откровенно говоря, были и те, кто считал: “экономика после пандемии еще полностью не восстановилась, ситуация в мировой экономике нестабильна, оставим это на потом”. Но хочу вас заверить – мы никогда не свернем с пути реформ и с 1 января 2023 года ставку налога на добавленную стоимость снизим до 12 процентов.
Вместе с тем у предпринимателей имеется много вопросов, связанных с данным налогом.
Хочу подчеркнуть одну мысль: налог на добавленную стоимость вскрыл недостатки нашей экономики, “теневую” сторону, “тонкие” места в расчетах.
Меня особенно волнует вопрос о том, почему при неправильном осуществлении зачета страдают также добросовестные предприниматели, в том числе экспортеры.
Заместителям Премьер-министра Ж.Кучкарову и Ж.Ходжаеву, Государственному налоговому комитету (Ш.Кудбиев), Торгово-промышленной палате (Д.Вахабов) совместно с представителями бизнеса и экспертами необходимо провести открытое обсуждение проблем, связанных с налогом на добавленную стоимость, и в двухмесячный срок разработать предложения по их конкретному решению. Однако, не дожидаясь этого, с 1 октября текущего года будет внедрена система возврата средств в течение 7 дней предприятиям, где полностью отлажен механизм расчета по налогу на добавленную стоимость.
Правительственной комиссии (Ж.Ходжаев) поручается сформировать перечень предпринимателей, подпадающих под эту категорию, и организовать практическую работу.
В-пятых, с 1 июля этого года отменено применение повышенных ставок налога на имущество и земельного налога на пустующие здания и неиспользуемые земельные участки. Но 19 тысяч предпринимателей волнует вопрос – как быть с налогами, которые уже были рассчитаны по повышенной ставке? С учетом этого задолженность по налогу, начисленному по повышенным ставкам, в размере 2 триллионов сумов будет аннулирована. Что вы на это скажете?
Второе направление – наши предприниматели просят организовать финансовую систему, благоприятную для расширения их деятельности и реализации новых проектов.
Во-первых, на проекты малого бизнеса будет направлено 20 триллионов сумов. В частности, в следующем году Министерство финансов выделит “Микрокредитбанку”, “Агробанку” и “Народному банку” 500 миллионов долларов на реализацию проектов микро- и малого бизнеса.
Эти кредитные средства – до 300 миллионов сумов сроком на 5 лет и с льготным периодом до 2 лет – будут направлены на поддержку малых проектов предпринимателей, только начавших свою деятельность.
Кроме того, мы достигли конкретных договоренностей с международными финансовыми институтами об открытии долгосрочных кредитных линий для наших предпринимателей на общую сумму 1 миллиард долларов.
Из них 300 миллионов долларов будут выделены на проекты женского и молодежного предпринимательства.
Говоря об этом, следует отметить, что достигнуты соглашения о привлечении от JICA – 400 миллионов долларов, Европейского банка реконструкции и развития – 150 миллионов долларов, Всемирного банка – 150 миллионов долларов, Азиатского банка развития – 120 миллионов долларов, Исламского банка развития и Исламской торгово-финансовой корпорации – 180 миллионов долларов.
Дополнительно к этому для государственных банков будет создана возможность оставлять в своем распоряжении 2 триллиона сумов из чистой прибыли и направлять их на проекты предпринимателей сферы малого бизнеса.
Как известно, в апреле мы приняли закон, который дает существенный импульс микрофинансовой деятельности. Однако, к сожалению, в развитии предпринимательства роль этой системы до сих пор не ощущается.
Председатель Центрального банка М.Нурмуратов должен отказаться от старой системы и устранить барьеры на пути развития микрофинансовых организаций. Вместе с министром юстиции Р. Давлетовым они будут раз в три месяца проводить встречи с представителями бизнеса и лично нести ответственность за реализацию на практике нового закона.
В целом в двухмесячный срок необходимо определить отдельные меры по привлечению дополнительных средств в микрофинансовые организации, расширению их возможностей кредитования и до конца года добиться кардинальных изменений в этой сфере.
Во-вторых, коммерческие банки привлекут с международных финансовых рынков в проекты среднего бизнеса 700 миллионов долларов средств без государственных гарантий. При этом субъектам среднего бизнеса будут предоставлены кредиты до 5 миллионов долларов на срок не менее 7 лет и с льготным периодом до 3 лет.
Также коммерческие банки, не дожидаясь выделения государственных ресурсов, направят на предоставление дополнительных кредитов 20 триллионов сумов за счет привлечения депозитов.
В-третьих, в регионах 109 представителей среднего бизнеса выступили с инициативами о реализации 111 крупных проектов общей стоимостью 4,6 миллиарда долларов. В результате будет создано 45 тысяч рабочих мест.
На сегодняшней встрече я вижу многих из представителей бизнеса, выдвинувших эти инициативы. Они готовы привлечь 1,6 миллиарда долларов своих средств и 1 миллиард долларов иностранных инвестиций. По остальным 2 миллиардам долларов необходимы долгосрочные кредиты. Национальный банк, “Узпромстройбанк” и “Ипотекабанк” будут адресно работать над привлечением данных средств.
Государство будет всесторонне поддерживать таких предпринимателей, которые проявляют инициативу как по расширению своей деятельности, так и по развитию других предприятий.
Заместителю Премьер-министра Ж.Ходжаеву и первому заместителю министра инвестиций и внешней торговли А.Воитову поручается закрепить за каждым из этих проектов заместителей хокимов областей по инвестициям, ответственных лиц из правительства и министерств, каждые 15 дней непосредственно участвовать в обсуждении возникающих проблем и находить пути их решения. Ежеквартально вносить в Администрацию Президента информацию о ходе реализации проектов.
Кроме того, министру финансов Т.Ишметову поручается увеличить в 2 раза сроки, на которые предпринимателям выдаются ресурсы, привлеченные из-за рубежа и размещенные в банках. То есть кредиты будут выделяться на срок до 14 лет вместо прежних 7 лет. При этом Министерство финансов ограничит размер процентной ставки 14 процентами, а по кредитам в иностранной валюте – размер маржи не более 0,25 процента (в настоящее время до 1 процента).
В-четвертых, одной из проблем кредитования является недостаточное залоговое обеспечение.
Согласно анализу, 16 процентам предпринимателей, обратившимся в банки, было отказано в предоставлении кредита из-за недостаточного залогового обеспечения.
В связи с этим Государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности будут дополнительно в 2 раза увеличены возможности предоставления поручительства (в настоящее время – 10 триллионов сумов). В результате будет решен вопрос залога при получении кредита на бизнес-проекты как минимум для 15 тысяч предпринимателей. Наши предприниматели достаточно долго ждали этого.
Настало время при предоставлении кредита использовать также в качестве залогового обеспечения оборотные товары, экспортные договоры, открытые аккредитивы и будущие поступления.
Центральный банк (М.Нормуратов) с 1 октября обеспечит внедрение данной системы во всех банках и вместе с руководителями всех коммерческих банков будет ответственным за полное задействование этих механизмов.
Третье направление. Выделение кредита – это одна сторона вопроса. Для успешного продвижения бизнеса необходимы достаточные условия, инфраструктура и гарантированный рынок.
Поэтому, во-первых, исходя из условий районов и городов мы внедрим дифференцированные подходы для бизнеса. Например, в Кибрайском и Аккурганском районах Ташкентской области, Гиждуванском и Алатском районах Бухарской области имеются совершенно разные условия для начала и ведения бизнеса. Однако, несмотря на это, все наши требования и подходы к ним остаются одинаковыми.
Поэтому с будущего года районы и города будут разделены на 5 категорий исходя из имеющихся условий. Для них будет установлен отдельный порядок налогообложения, выделения субсидий, предоставления компенсаций и поручительства по кредитам, а также доступа к инфраструктуре.
Во-вторых, мы увеличим количество современных промышленных зон со всеми условиями и инфраструктурой для бизнеса.
Простой пример: созданный 3 года назад в городе Ташкенте Технопарк в год производит продукцию на 300 миллионов долларов, экспортирует – на 120 миллионов долларов. Такие технопарки должны быть во всех регионах.
Поэтому во всех областях будут созданы крупные промышленные зоны для 100 предприятий. Государство будет подключать их к инфраструктурным сетям, выделять готовые к эксплуатации производственные здания, для управления будут привлечены квалифицированные зарубежные компании, созданы центры инноваций и инжиниринга, а также современные лаборатории.
Заместителям Премьер-министра Ж.Кучкарову и Ж.Ходжаеву – совместно с хокимами областей по данным вопросам в двухмесячный срок постановлением Кабинета Министров утвердить отдельные программы в разрезе каждого региона и приступить к их реализации.
В-третьих, в прошлом году государство взяло на себя подключение проектов стоимостью более 200 миллиардов сумов ко всем инфраструктурным сетям.
В этом направлении исходя из поступивших от предпринимателей предложений мы создадим еще одну возможность. Если предприниматели по таким проектам израсходуют на инфраструктуру собственные средства, то их налоговая база будет уменьшена на данную сумму.
В-четвертых, в ноябре 2021 года мы приняли закон о приватизации земельных участков.
Несмотря на то, что процесс был начат недавно, до сегодняшнего дня поступило около 10 тысяч обращений.
У меня есть еще одно предложение по созданию дополнительных условий для предпринимателей.
Установленный за приватизацию платеж в размере 20-кратного земельного налога снижается в городе Ташкенте и областных центрах до 10-кратного размера (то есть за 1 сотку в среднем на 6 миллионов), в других регионах – до 5-кратного размера (1 миллион сумов).
Наряду с этим при ликвидации юридического лица будет исключена практика отмены права на землю (данный порядок был установлен в 1998 году, когда еще не определялась рыночная стоимость земли). Этот вопрос волнует многих наших предпринимателей.
Впредь если предприниматель, купивший землю на аукционе, завершит свою деятельность по определенной причине, то его право на землю обязательно будет сохранено.
В-пятых, для обеспечения потребностей предпринимателей в производственных площадях до конца года на торги дополнительно будет выставлено более 10 тысяч земельных участков, срок выставления на аукцион будет сокращен с нынешних 80 до 30 дней, при выставлении на аукцион земельных участков, находящихся в отдаленной местности, будут применены пониженные коэффициенты, срок предоставления в аренду пустующих объектов через аукцион будет продлен с 1 года до 3 лет.
Четвертое направление. От предпринимателей поступило свыше тысячи обращений, касающихся защиты права собственности.
Отныне отношение к частной собственности будет совершенно иным.
Во-первых, впредь отмена решений о выделении земли и собственности будет осуществляться исключительно в судебном порядке.
Пользуясь случаем, хочу обратить внимание всех хокимов на один вопрос – не допускается отмена ими решений о праве собственности. То есть документ, наделяющий правами, может признать недействительным только суд.
Во-вторых, предпринимателей волнует еще одна практика – это арест имущества в ходе следствия.
Так, за прошедшие 3 года следователи провели арест имущества на сумму, превышающую в 2 раза установленный ущерб (1,5 триллиона сумов).
Отныне обоснованность каждого ареста будет рассматриваться судом, и решение принимать – только суд. Думаю, тогда в этой сфере будет справедливость.
В-третьих, для предпринимателей будет расширена возможность обращения в суд. При этом ставка госпошлины при подаче заявления в административные суды снизится в 2 раза.
Ставка госпошлины должна определяться не по размеру иска (в настоящее время – 2 процента от суммы иска), а быть строго фиксированной суммой.
Срок внесения предпринимателями жалобы в суд на решения налоговых органов будет продлен с 1 месяца до 3 лет.
Не допускается перевод или снятие средств с расчетного счета предпринимателя в банке без его согласия, излишне взысканные средства должны быть своевременно возвращены. В отношении руководителей, нарушивших данное требование, предлагаю законом ввести административную и уголовную ответственность.
Думаю, данное предложение отвечает интересам предпринимателей.
Пятое направление – это вопросы контроля за деятельностью предпринимателей и привлечения их к ответственности.
Во-первых, будет объявлен 3-летний мораторий на введение новых видов ответственности и наказания предпринимателей.
Также при принятии новых актов законодательства, возлагающих на предпринимателей обязательства вследствие допущенной ошибки, наказание в отношении предпринимателя не будет применяться в течение 6 месяцев.
Со следующего года будут отменены дублирующие контрольные функции 26 органов.
Во-вторых, представители малого бизнеса часто поднимали вопрос о большом количестве и обременительности штрафов, связанных с налоговыми проверками.
Так, сегодня более 370 тысяч предпринимателей сферы малого бизнеса в месяц в среднем уплачивают налог с оборота в пределах 1 миллиона сумов. Но за непредоставление кассового чека налагается финансовый штраф в размере от 5 до 10 миллионов сумов, а также административный – от 3 до 12 миллионов сумов. То есть и для малых, и для крупных предприятий наказание одинаковое.
В целом будет также решена проблема, от которой в течение почти 30 лет страдают наши предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, – будет полностью отменена уголовная ответственность за нарушение правил торговли (статья 189 Уголовного кодекса).
В отношении представителей малого бизнеса, впервые допустивших ошибку, не будут применяться меры наказания. Вместо этого внедряется система, по которой налоговые органы окажут содействие в устранении недостатков.
Размер штрафов также не должен превышать уплачиваемый предпринимателями налог.
Бизнес-омбудсману (Д. Косимов), Государственному налоговому комитету (Ш. Кудбиев) – в двухмесячный срок внести проект закона по данным преференциям.
В-третьих, с 1 ноября любые проверки будут осуществляться исключительно через запускаемую новую Электронную платформу при Бизнес-омбудсмане.
Бизнес-омбудсман должен координировать все виды проверок.
Министру юстиции Р. Давлетову, Бизнес-омбудсману Д. Косимову в двухмесячный срок глубоко изучить предложения предпринимателей и разработать проект закона, предусматривающий сокращение сроков проверок, определение минимального предельного размера финансовых ошибок и недостатков, уведомление предпринимателя о процессах проверки и открытое рассмотрение жалоб.
Вместе с тем с 1 октября этого года Налоговым комитетом и Торгово-промышленной палатой создается совместный Апелляционный совет по решению налоговых споров. В состав Совета нужно включить представителей палат аудиторов и налоговых консультантов, Ассоциации бухгалтеров, предпринимателей.
Уважаемые предприниматели!
Для реализации изложенных выше инициатив мы также должны сформировать новую систему, среду, которая действительно будет работать вместе с бизнесом. Для этого предлагаю создать в районных центрах и городах Аллеи предпринимателей.
Здесь будет формироваться среда для обсуждения предпринимателями, представителями банков, инвесторами бизнес-проектов, должны быть созданы условия для диалога в формате “B2B”, коворкинга, действовать зоны Wi-Fi. Результаты, достигнутые активными предпринимателями района, города в течение года, будут демонстрироваться на выставках “Созидатели благополучия”, это, безусловно, воодушевит и окрылит их.
Также мы введем отдельные налоговые льготы для представителей бизнеса, ставших наставниками десяти молодых предпринимателей. Ведь если предприниматель подготовит последователей, которые откроют свой бизнес, создадут рабочие места, то предоставленная нами налоговая льгота вернется многократно.
В этой связи хочу обратить ваше внимание на еще один вопрос. У нас для строителей, представителей таких сфер, как культура, образование, есть почетные звания. Несправедливо, что в этом плане без внимания остаются трудолюбивые предприниматели, которые вносят большой вклад в построение фундамента Нового Узбекистана.
В связи с этим в целях достойной оценки деятельности представителей бизнеса, которые создали наибольшее количество рабочих мест, основали новые направления, внедрили инновации и осуществили реформы в своей сфере, завоевали уважение и авторитет в обществе, предлагаю учредить почетное звание “Заслуженный предприниматель Республики Узбекистан”.
Отныне деятельность Торгово-промышленной палаты будет кардинально усовершенствована. Прежде всего необходимо активизировать работу региональных отделений палаты.
Впредь эти структуры, объединяя предпринимателей районов и городов, будут на практике заниматься выявлением волнующих их проблем. Также они организуют в каждом районе и городе школы бизнеса на основе передовых методик. Кроме того, им будут даны полномочия по внесению хокимам и другим руководителям регионов представлений, обязательных для рассмотрения. А не реже двух раз в месяц совместно с местными Кенгашами и хокимами они будут проводить критический анализ ситуации в сфере.
Наряду с этим Торгово-промышленной палате будут предоставлены полномочия по внесению в правительство вопроса, обязательного к рассмотрению, подаче заявления в Верховный суд в интересах предпринимателя, а также жалобы о пересмотре судебного решения по экономическим, административным и уголовным делам.
Торгово-промышленная палата будет полностью выведена из подчинения правительству и станет отныне настоящим защитником интересов предпринимателей.
С целью широкого охвата все предприниматели сферы малого и среднего бизнеса будут освобождены от уплаты членских взносов в Палату. Вместо этого мы ежегодно станем выделять Палате средства из бюджета.
Бизнес-омбудсман также наделен всеми полномочиями по защите прав и интересов предпринимателей. Теперь изменится и его система работы.
Не дожидаясь следующего открытого диалога или другого мероприятия с участием Президента, начиная с 1 января Бизнес-омбудсман запустит краудсорсинговую платформу – “Виртуальный офис предпринимателя” для круглосуточного приема обращений предпринимателей.
С помощью этой системы Бизнес-омбудсман будет контролировать принятие решений по их обращениям и привлекать к ответственности тех, кто нарушил их права.
Для реализации всех вышеназванных инициатив при Президенте будет создан Общественный совет по поддержке предпринимательства.
Руководителю Администрации Президента С. Умурзакову поручается в двухнедельный срок организовать работу этого Совета.
Уважаемые участники открытого диалога!
Сегодня мы с вами обсудили немало вопросов о развитии в стране предпринимательства, определили соответствующие задачи.
Безусловно, для их решения нам вместе предстоит еще много работать. Особенно от вас, уважаемые представители бизнес-сообщества, мы ждем еще больше активности, инициативности, дальнейшего усиления сотрудничества с хокимиятами, государственными органами и широкой общественностью.
Мы все хорошо понимаем, что преобразования всегда сопряжены с трудностями. Однако во имя построения Нового Узбекистана мы, безусловно, сможем их преодолеть.
Уверен, что наши целеустремленные, обладающие знаниями и опытом предприниматели мобилизуют все свои силы и возможности для эффективного решения стоящих перед ними задач.
Мы вступаем в очень важный, решающий этап построения Нового Узбекистана. Сегодня как никогда нужны ваш самоотверженный труд, инновационное мышление и передовые подходы, и я уверен, что в этом вы станете примером для всех представителей сферы.
Еще раз сердечно поздравляю всех вас с Днем предпринимателей, желаю здоровья, больших успехов в вашей деятельности, счастья и благополучия вашим семьям.