Посольство
телефон
Консульские вопросы
телефон

УЗБЕКИСТАН – СОЗДАТЕЛЬ НОВОГО ПОРЯДКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ



На нынешнем этапе международных отношений две противоположные парадигмы – конфликт и сотрудничество – проявляются уникальным образом. 

Однако нынешний глобальный кризис демонстрирует международной политике как негативные, так и позитивные аспекты современной международной жизни, высвечивая "устаревшие" идеи и задачи национальной внешней политики, неподвижность в системе приоритетов международного сотрудничества и одновременно помогая открыть новые возможности для внешней политики государств в меняющихся условиях. международная обстановка. Парадигмы сотрудничества между государствами эволюционируют, и появляются новые тенденции во внешней политике.
Добрососедство является одной из таких парадигм и считается одним из важнейших принципов международных отношений. Применение этого принципа на практике согласуется с публичной дипломатией, и дух этого подхода, ориентированного на интересы людей, определяет перспективы политики добрососедства. 
Добрососедство как принцип международных отношений было выдвинуто западными странами в середине XX века (например, внешняя политика администрации президента Ф. Рузвельта в отношении стран Латинской Америки) и закреплено в документах ООН как один из принципов международного права.
В международных отношениях добрососедство считается одним из основополагающих принципов межгосударственного сотрудничества. Во все времена реализации этого принципа государствами, точнее, их лидерами, препятствовали либо недостаточные возможности, либо отсутствие политической воли. Следовательно, конфликты стали объективной реальностью в различных регионах мира, или регионам стало трудно избежать "жизненно важных интересов" ведущего государства.

* * *
Сегодня в каждом регионе мира можно наблюдать различные подходы к добрососедским отношениям. Поэтому важно не только описывать добрососедские отношения между государствами в классическом смысле, но и оценивать их в контексте меняющихся условий современного мира, что стало одной из наиболее актуальных проблем современности.
Принцип добрососедства имеет уникальные особенности, в том числе:
1) Применение этого принципа на практике не только в одном государстве, но и в соседних государствах, обеспечивающее преобладание консенсуса над конфликтами во всем регионе.;
2) Внешняя политика государства, поощряющего добрососедство, существенно влияет на характер политического диалога в регионе;
3) Поборник добрососедских отношений получает признание в регионе и на международном уровне. Эта проблема признания подчеркивает важность принципа добрососедства в международных отношениях.
Сегодня международное сообщество рассматривает Узбекистан как ключевого инициатора конструктивного диалога в Центральноазиатском регионе и признает его роль. Три важных аспекта добрососедства, упомянутые выше, очевидны во внешнеполитической деятельности Нового Узбекистана.
По словам Президента Ш. Мирзиеева, Центральная Азия - один из немногих регионов мира, где братские народы веками жили в мире и согласии. В Центральноазиатском регионе, занимающем площадь в 3 962 790 квадратных километров (10% площади Азии), проживает почти 80 миллионов человек, что составляет около 1% населения земного шара. Эти цифры могут быть скромными в глобальном масштабе, но мир заново открывает для себя Центральную Азию благодаря усилиям быстро растущего и ответственного регионального государства Узбекистана.
Узбекистан считается архитектором политики добрососедства в Центральной Азии. Можно сказать, что конструктивная форма тесных добрососедских отношений в историческом и эволюционном развитии международных отношений напрямую связана с инициативой Президента Ш. Мирзиеева об учреждении консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
Все государства Центральной Азии поддержали эту инициативу, и первая Консультативная встреча была проведена в Нур-Султане (Казахстан) в 2018 году, вторая - в Ташкенте (Узбекистан) в 2019 году, третья - в Авазе (Туркменистан) в 2021 году, четвертая - в Чолпон-Ате (Кыргызстан) в 2022 году, а пятая - в встреча в Душанбе (Таджикистан). Эти встречи открыли новый этап в региональной дипломатии Центральной Азии.
Практическая значимость консультативных встреч, основанных на тесных добрососедских отношениях, связана со следующим:
Во-первых, политические процессы в Центральной Азии за последние семь лет заставили ведущие государства признать, что расположенные там государства являются "живыми организмами" со своими геополитическими энергетическими ресурсами, а не просто объектами их выгодной политики. Новый формат - консультативные встречи глав государств Центральной Азии, инициированный Президентом Узбекистана, имеет геополитическое значение, поскольку они проводятся без участия внешних сил;
Во-вторых, сегодня в Центральной Азии консенсус превалирует над конфликтами. Обеспечение стабильности и безопасности в регионе рассматривается как важный фактор. Примечательно, что рациональное использование водных ресурсов и вовлечение в этот процесс инновационных технологий, а также поддержка Афганистана, являющегося частью региональной безопасности, традиционно рассматриваемого как источник угроз, на его пути к миру и развитию, согласуются с интересами региональной безопасности государств Центральной Азии.
Фраза "Жители Центральной Азии понимают, что Афганистан является важной страной для связи с югом, и активно участвуют в решении его проблем" отражает это понимание. Узбекистан также уделяет особое внимание достижению мира и восстановлению в Афганистане, стране, граничащей с Центральной Азией на юге, считая это крайне важным для стабильных перспектив развития Центральноазиатского региона.
Отношения с соседними государствами – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном – и исторически считавшимся проблемным соседом Афганистаном также активизировались. Установление мира в Афганистане и обеспечение взаимосвязи регионов Центральной и Южной Азии являются положительными результатами прагматичной внешней политики Узбекистана, которая сегодня широко признается международным сообществом.
В-третьих, экономическое сотрудничество становится важной отраслью добрососедских отношений. Согласно статистическим данным, общий товарооборот Узбекистана с государствами Центральной Азии в 2023 году достиг 72 миллиардов долларов США. Доля государств Центральной Азии во внешнеторговом обороте Узбекистана составляет 11,5%, при этом на долю Казахстана приходится 61%, Туркменистана – 15%, Кыргызстана – 13% и Таджикистана – 11% от этого числа.
Консультативные встречи, несомненно, вносят значительный вклад в укрепление и развитие региональных отношений. Однако экономическая дипломатия Узбекистана, учитывая статус-кво в регионе, свидетельствует о том, что, несмотря на растущие объемы торговли, государства Центральной Азии не в полной мере используют существующие возможности, и внешние рынки приобретают серьезное значение для каждого государства региона.
В-четвертых, механизмы межгосударственного сотрудничества обычно реализуются через двусторонние отношения и многосторонние политические институты. Сегодня государства Центральной Азии участвуют в различных форматах сотрудничества. Пять государств региона являются членами Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 
Однако в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Казахстан и Кыргызстан вступили в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в 2015 году и во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2015 и 1998 годах соответственно. Таджикистан стал членом ВТО в 2013 году, а Туркменистан получил статус наблюдателя в организации в 2020 году.
Естественно спросить, как различные формы членства в международных организациях влияют на региональное сотрудничество между государствами Центральной Азии. Ответ заключается в том, что членство в различных региональных организациях не препятствует региональному сотрудничеству между государствами-единомышленниками, имеющими глубокие и тесные исторические, политические и культурные связи.
Действительно, в течение многих лет Узбекистан оставался в стороне от вышеперечисленных организаций. Однако, благодаря реформам, проведенным в контексте Нового Узбекистана, с 2017 года были предприняты решительные шаги по вступлению в ВТО. В 2020 году Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС.
* * *
Сегодняшний день Нового Узбекистана характеризуется периодом экстраординарных и резких поворотов в истории узбекской государственности. Такое признание является результатом многочисленных практических усилий, направленных на последовательную защиту национальных интересов, развитие многоплановых отношений со странами мира, укрепление торгово-экономических связей со странами-партнерами, продвижение инициатив лидера нашей страны в международном и региональном масштабе.
Новый Узбекистан является не просто участником международных отношений, но и смело продвигает свои внешнеполитические инициативы на международной политической арене и становится регионально ответственным государством с растущим экономическим значением. Например, Узбекистан внес значительный вклад в принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюций, в том числе "Укрепление регионального и международного сотрудничества для обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе" (июнь 2018 года), "Образование и религиозная терпимость" (декабрь 2018 года), "Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии" (декабрь 2019 года) и "Объявление региона Аральского моря зоной экологических инноваций и технологий" (май 2021 года).



  ...